НХЛ: НОВАЯ РУССКАЯ ВОЛНА

08.02.2009 21:46

C тех пор, как хоккеистам стран бывшего соцлагеря дали свободный доступ в NHL, они там – на виду. С помощью своего постоянного автора, международного журналиста Бояна Трандафилова Desporter исследует“ «славянский феномен» на нынешнем этапе развития Национальной хоккейной лиги.


Сначала блистали русские, потом – чехи, потом наступило время словаков. Теперь русские возвращаются. Овечкин, Малкин, Ковальчук, Семин… Их становится все больше. Еще пять лет назад казалось, что советский хоккейный источник окончательно оскудел. Но там, словно какие-то геологи поработали, специально нанятые корпорацией «Газпром» - и открылся новый фонтан. Конца и края русским талантам не видно.

Скверное пиво в «Телефонной будке»

9 марта 2008 года. Я сижу на трибунах Verizon Center – домашней арены «Вашингтон Кэпиталз», известной среди болельщиков как «Телефонная будка». В трех кварталах к югу – Капитолий, в четырех к западу – Белый дом. Чувствую себя в центре цивилизации. Чувствуя себя в эпицентре хоккейной вселенной: сегодня «Кэпиталз» принимают «Питтсбург Пингвинз», а это значит, что я увижу своими глазами троих лучших нападающих сегодняшнего хоккея: канадца Синди Кросби и россиян Александра Овечкина и Евгения Малкина.

Смотрю вокруг и вижу абсолютное подтверждение того, о чем напишет после этого матча мой коллега из «Спорт Экспресс» Слава Мадамуд: «Надо сказать, что американское умение напиваться до безрассудства местным позорным пивом (которое на стадионах еще и разводят водой!) лично у меня всегда вызывало восхищение. В Питтсбурге же эту нелегкую науку не только освоили в совершенстве, но и возвели в ранг искусства. Болельщики «Пингвинов», заполнившие дешевые верхние ряды, в первом периоде еще кое-как вязали лыко, но к середине второго клапаны прорвало, и гости столицы дошли до того состояния, когда колотить руками и головами в стеклянную перегородку ложи прессы кажется не только правильным, но и единственно возможным способом помочь команде». Впрочем, пока идет только первый период, и питтсбуржцы еще не достигли нужной кондиции. Им еще не все равно, что происходит на площадке. Но, как на грех, в первом периоде и смотреть особо не на что: голов нет, «Вашингтон» больше бросает, но вратарь «пингвинов» Марк-Андре Флери безупречен.

Сижу рядом с комментатором канала CBS, который лихорадочно называет игроков, владеющих шайбой. Слово «Ovechkin» минут через 10 начинает вязнуть в ушах. Подозреваю комментатора в каких-то особых симпатиях к Овечкину, начинаю следить только за новой «Русской ракетой». Черт, в самом деле, Александр постоянно оказывается в ключевых точках противостояния! Ничего комментатор не преувеличивает: говорим «Вашингтон» - подразумеваем «Овечкин».

А «Питтсбург»? Тут другая картина: гениев сразу два, и комментатор разрывается между Малкиными и Кросби. Кстати, Кросби совсем не блещет, и матч превращается в противостояние русских гигантов. Уже на 5-й минуте Овечкин резко пошел на Малкина, тайно надеясь размазать соотечественника по борту. Малкин увернулся – Овечкин только задел его, хотя прикосновения 100-килограммового тела достаточно, чтобы усадить на лед даже такую глыбу, как Евгений, или Джино, как его тут зовут. На трибунах – разочарованный вздох: все надеялись, что свой русский приложит чужого так, как он это сделал примерно с полгода назад.

Русские выживают в одиночку

Между двумя русскими вообще нет дружбы. Славяне почему-то считают, что в Америке все они должны держаться друг за друга. На самом деле, молодые ребята, попадая сюда, очень быстро понимают: здесь каждый сам по себе, и то того, как быстро ты научишься жить без оглядки на стоящего рядом, зависит твое благополучие. «Они не враги, но между ними что-то есть!» - говорит о Малкине с Овечкиным еще один русский в NHL Александр Семин. Когда Джино перед матчем 9 марта спросили, как он намерен решать проблему Овечкина, этот 190-метровый малыш сделал просто: кулаком растер по ладони воображаемого конкурента. Джино еще не может свободно говорить по-английски. И, кстати, не особенно совершенствуется, демонстрируя свойственное русским пренебрежение к правильному поведению. Но есть жесты, понятные всем…

Verizon Center заполнен до отказа. Говорят, это редкий случай: Вашингтон избалован разнообразнейшими шоу, так просто народ на хоккей не заманишь. Но шоу Ovechkin vs Crosby – это особенная статья. Устроители ловко подцепили аудиторию на этот крючок. Правда, по моим ощущениям, половину арены заполнили питтсбургские патриоты: в родном городе «пингвинов» хоккейное безумие выражено в гораздо более активной степени, да и список развлечений не так велик. И все же: именно русские стали самым продаваемым продуктом в NHL.

Это случилось незаметно. Еще пять лет назад русские были никому не нужны. «Наевшись» ими до отвала в начале 90-х, Лига переключилась на чехов и словаков. Ягр велик, без вопросов, но суть в том, что русские сами дали повод о себе забыть. Новых героев масштаба Могильного, Федорова и Буре было что-то не видать. Казалось, что советская школа хоккея окончательно «сдулась». Но великие традиции не исчезают бесследно, особенно, если подпитываются перспективой миллионных заработков. В то время как все страдали по поводу смерти русского хоккея, на тренировочных площадках Магнитогорска, Красноярска и Бог знает каких еще Челябинсков вовсю упирались пацаны, перед которыми маячила мечта: вырасти, уехать в Америку и положить ее к своим ногам. В отличие от Могильного или Федорова, они могли мечтать в открытую, без опасения, что их отъезд приравняют к измене Родине.

Вот эта мечта и стала заменителем «советской хоккейной школы» на новом этапе. Рано или поздно она должна была сработать. Россия начала выбрасывать таланты на мировой хоккейный рынок уже без участия Виктора Васильевича Тихонова. И, видимо, это надолго: количество новых русских талантов всегда было огромным, просто теперь перед ними – ясная перспектива прорваться.

Айзерман может отдыхать

…В матче «Вашингтон» - «Питтсбург» один Овечкин так ничего и не смог сделать с суммой двоих гениев. Малкин стал главной звездой матча, двумя другими стали Овечкин и Кросби. Ну кто бы сомневался!

После матча журналистов пустили в раздевалку «Питтсбурга». Малкина привычно теребят телевизионщики, он вяло отвечает в своей манере «парня с окраины». В роли «связного с прессой» – так же привычно защитник Сергей Гончар. «Евгений, когда вы выучите английский?» - «Тяжеловато он мне дается… Я пытаюсь заниматься, но на уроки нет времени. Да и ленюсь я, если честно». Гончар обреченно переводит, видно, что ему это надоело до чертиков. Вдруг какое-то движение. Оборачиваюсь – вижу рядом великого Марио Лемье, владельца «Питтсбург Пингвинз». Он произносит пару фраз, делает несколько движений руками – и журналистов отгоняют и от Малкина, и от прочих.

Кто-то из рядом стоящих напоминает высказывание ветерана «Питтсбурга» Марка Рекки о том, что никто так не напоминает Лемье, как Малкин с его габаритами (191 на 91) и с его длинными, ловкими руками. Манера игры у Джино соответствующая – напористая, но техничная, сочетание фантазии и мощи. Он медленнее Овечкина и легко это признает. «Джино, почему вы позволяете Овечкину все время применять против вас силовые приемы? Не хотите в ответ поймать его на плечо?» - «Да как же, поймаешь его! Уже полтора года пробую. Он ведь как катается-то…» Гончар терпеливо бубнит перевод… «Мне нравится играть против Овечкина и выигрывать. Он тогда так злится!» - улыбается Малкин.

Попав на океан, русские выживают в одиночку. Поэтому и не дружат Малкин с Овечкиным. Хотя и враждой их отношения не назовешь. Так – здоровая конкуренция. Конкуренция здоровых парней, точнее…

Знаете, если эта «русская волна» не схлынет, на обещания нового генерального менеджера сборной Канады вернуть мировое «золото» своей стране можно не обращать никакого внимания!

Теги: Евгений Малкин, Александр Овечкин, Вашингтон Кэпиталз, Питтсбург Пингвинз, НХЛ, Боян Трандафилов, Хоккей, Журнал Desporter №3