ДЕВИЧ™

08.02.2009 23:17

В стартующем футбольном сезоне сборная Украины наверняка не обойдется без Марко Девича – натурализованного серба, дебютировавшего в нашей национальной команде в конце прошлого года. Desporter встретился с Марко в его почти родном уже Харькове, чтобы убедиться: не так страшен серб, как его малюют на баннерах…

«Да он пешком придет, живет недалеко…» – уверял местный фотограф-гид, стоявший вместе со мной на центральной площади Харькова. Лидер «Металлиста» прибыл на авто, но к громадным джипам и шикарным седанам я присматривался напрасно. Марко подрулил на небольшом видавшем виды Golf.


В метро – на «Пушкинскую»

«Машина как машина, ведь везет куда надо, да и я далеко не езжу, могу и на метро подъехать – до своей станции «Пушкинская» на улице Пушкинской», – объявил Марко в ответ на замечание о скромности средства передвижения.

«Мне нравится Харьков, я полюбил этот город почти так же, как и Белград, – признается Девич. – Они чем-то похожи, эти два города. Люблю пройтись по здешним улицам, выпить сок или кофе где-нибудь в кафе, посмотреть на людей, здесь живут очень добрые и открытые люди, и я чувствую себя почти как в Сербии…»

Что обычно для Девича и харьковчан, то фантастично для киевлян или дончан, которые в городском транспорте скорее встретят марсианина, чем Шацких или Фернандиньо. Свою открытость серб тут же подтверждает делом, раздавая по пути автографы всем желающим. И только после этого Марко начал пересказ своей биографии в тихом уютном кафе за углом.

«Вот тебя удивила моя машина… Ты знаешь, в юности я ездил на автобусе и вообще не думал, что у меня будет свой автомобиль. Поэтому когда у меня сейчас возникает желание купить себе Porsche, я говорю себе: Марко, вспомни себя, ты не был такой, успокойся! Я и на этой машине отлично доеду туда, куда мне нужно. А оставшиеся деньги лучше отдам своим родителям, бабушке, семье своей двоюродной сестры или другим близким».

Футбол vs диско

«Как футболист я «начался» лет в семнадцать или восемнадцать. Тогда во мне произошел перелом. Я понял, что нужно выбирать – дискотеки, пиво и девочки или футбол по-настоящему. И я выбрал футбол, хотя совсем от развлечений, конечно, не отказался. А когда я приехал в Украину, в луцкую «Волынь», то стал еще более серьезно относиться к делу. Но поначалу я чуть было все не бросил – и Луцк, и Украину и вообще футбол.

Первые ощущения от пребывания в этой стране – ужас. Кошмар. На улицах темно. Мороз двадцать градусов. Причем такой погоде еще и нужно тренироваться. И тренироваться у тренера Кварцяного.

Я ведь, если честно, привык к… Как это? Теплым условиям? Да, тепличным условиям… Быть под опекой бабушки. Бабушка, мне то, бабушка, мне это… А бабушка – Марко, приди, поешь, Марко, отдохни, Марко, что ты хочешь? А в Луцке все приходилось делать самому, и когда я оказывался вечером в квартире один, становилось тошно.

Это сейчас мне кажется все это забавным, а тогда было настоящим шоком. В общем, после нескольких дней жизни в Луцке у меня было одно стойкое желание – собрать вещи и бежать! Я сидел и думал: не надо мне никакого футбола, уж лучше я буду простым человеком. Я был согласен получать двести евро в месяц, но жить на родине среди родных и близких мне людей.

«Привет, пижон!»

Почему я так и не решился сбежать, не знаю до сих пор. Наверное, мне было заранее стыдно за такой поступок. К тому же, меня как мог поддерживал Кварцяный. Думаю, тогда главная проблема была в моем слабом характере. За полтора года Виталий Владимирович сумел вылепить из Марко Девича бойца. Теперь мы регулярно созваниваемся. Вот после матча как-то поднимаю трубку: «Привет, пижон!» Это у меня в «Волыни» было такое прозвище. Ну, кроме «пижона» он, конечно, наговорил мне много теплых слов…

Не знаю, как сложится моя футбольная карьера, но пока мне очень нравится в «Металлисте» и в Харькове. Сейчас я получаю огромное удовольствие от футбола. Надеюсь, моя игра радует наших болельщиков, а мой уровень растет. Если это так, то в этом огромная заслуга уже Мирона Богдановича Маркевича. У такого человека, как наш тренер, просто стыдно не отдаваться делу на все сто процентов.

Моя мечта – помочь «Металлисту» побороться с «Шахтером» и «Динамо» за золотые медали. В прошлом сезоне не получилось, хотя мы были к этому достаточно близки, опять же – обыграли «Динамо» в Киеве. Постараемся подняться выше в этом чемпионате.

Мороженое, свитер и бутсы

Мои родители – глухонемые. Поэтому когда я родился, то все были просто счастливы, что со мной все в порядке. Кстати, папа, несмотря ни на что играл в футбол и продолжает играть для себя и сейчас, хотя ему уже под пятьдесят. В свое время он выступал за олимпийскую сборную Югославии глухонемых, был хорошим, очень быстрым футболистом. Сейчас я у него спрашиваю – папа, у меня высокая скорость? Он отвечает – по сравнению с моей, вообще никакая.

У нас маленькая, но очень дружная семья – папа, мама, бабушка – папина мама – и я. Жили мы в нашем родном Белграде скромно, даже бедно. Я не мог позволить себе многих простых вещей. Например, мороженое. Или, когда уже подрос, свитер, кроссовки, настоящие бутсы. Я мог только мечтать о настоящих профессиональных бутсах. Я благодарен Богу, что смог чего-то добиться в жизни. А еще – родителям и бабушке.

В детстве со мной много занималась бабушка. Я же был один ребенок. Говорят, если в семье один ребенок, то у него будет очень много детей. Дай Бог! Лично я чувствую, что в этом что-то есть. Надеюсь, и моя будущая избранница будет такого же мнения. На родине у меня есть девушка, но пока о чем-то серьезном говорить рано.

Футбол под бомбами

Первый вой сирены, предупреждающей о бомбежке, я запомнил на всю жизнь. После школы и тренировки я с другом обычно еще шел в спортзал, в котором по вечерам играли футболисты, которые восстанавливались после травм. Если им не хватало людей, то они брали нас. В тот вечер финальным свистком в матче и стал звук сирены. Жуткий звук…

Во время налетов мы прятались в подвале. Нам повезло, что в нашем районе бомбы и ракеты не взрывались, хотя слышно взрывы было очень хорошо. Когда первый страх прошел, то я даже старался с верхних этажей рассмотреть, как бомбят и стреляют. Мне же было всего шестнадцать, и я не понимал весь ужас войны. Наоборот было очень интересно. Старшие, конечно, очень переживали.

«Достаю из широких штанин…»

Стать украинцем – это не моя инициатива. Меня спросили журналисты – как я отношусь к тому, чтобы выступать за сборную Украины? И я подумал, а почему бы и нет? Ведь я уже много лет играю в украинском чемпионате, понимаю его, понимаю, как мне кажется, украинский менталитет. Так что…

Я никогда не утверждал, что моя игра соответствует первой команде, и никогда не буду это делать. Алексей Михайличенко верно сказал, что паспорт не может гарантировать места в команде. Это может сделать только уровень готовности и поэтому мое дело – играть.

Текст: Виктор ИГНАТОВ

Теги: Марко Девич, Интервью, Журнал Desporter №3, Футбол