СИЛЬВЕСТР СТАЛЛОНЕ, ИЛИ СЕМА-ОДЕССИТ

11.03.2010 12:16

Март - месяц раздачи "Оскаров". А для Desporter - повод вспомнить о спортивном кино. И значит - о "Рокки", самом великом спортивном фильме, и о Сильвестре Сталлоне лично. О том самом, кто, если бы карта легла чуть иначе, вполне мог бы стать звездой Одесской киностудии.

Сильвестр Гарденцио Сталлоне родился 6 июля 1946 года в Нью-Йорке. Однако в нем течет немалая доза одесской крови. Его мама Жаклин родилась в семье одесских евреев. Потом начались обычные для этой нации дела: эмиграция, муж-итальянец… А ведь не реши родители Жаклин покинуть благословенную Одессу - и маленький Сильвестр, которого, конечно, звали бы Сема, вполне мог стать звездой местной киностудии и сделать блестящую карьеру в советском кинематографе. Ведь врожденное актерство никуда не денешь на берегу любого моря, тем более - Черного…

В каких же фильмах Одесской киностудии мог бы фигурировать Сема? Давайте попробуем нарисовать эту альтернативную реальность.

1975 - "Капитан Немо"

После многочисленных попыток пробиться в кино 29-летний Сема невероятными одесскими ходами (кузен мамы от первого брака ее двоюродной тетушки) попадает в многосерийный телевизионный фильм по роману Жюля Верна. Получить большую роль нереально - и смуглого парня с выразительной внешностью используют как одного из безмолвных индусских матросов на борту "Наутилуса" (помните этих парней в серых "битловских" курточках?). Голый ноль в пустом месте, как сказала мама! Но Сема и здесь смог выделиться: в сцене бегства пленников с борта подводной лодки он так заехал в челюсть актеру Талашко, что тот сказал: "Этот не подведет!" Молодого парня заметили и…

1978 - "Д'Артаньян и три мушкетера"

…три года спустя пригласили на роль д'Артаньяна в дорогой мюзикл. Физиономия Семы, как у всякого еврея с южными примесями, вполне походила на гасконскую. А его спортивная подготовка (грудь моряка, спина грузчика!) вызвала дикий восторг режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Благодаря умению Семы артистично заехать в челюсть фильм приобрел не столько фехтовальный, сколько рукопашный смысл. А его искрометные, чисто одесские шутки на съемочной площадке выявили его блестящий комедийный дар. И поэтому…

1979 - "Место встречи изменить нельзя"

…когда через год режиссер Станислав Говорухин искал народ в свой теледетектив по роману братьев Вайнеров, кто-то из персонала Одесской киностудии вспомнил весельчака Сему. Так смуглый парень со слегка криминальной физиономией попал во всенародно любимый сериал. Сема очень просил, чтобы ему, я дико извиняюсь, дали возможность артистически заехать кому-то в подбородок. Но у сурового Говорухина было свое видение: он заставил Сему играть роль "шестерки" Промокашки и реветь дурным голосом "Мурку". Не было смысла, как говорят на Французском бульваре, бить хвостом по полу. Но Семе хотелось играть героя, который совершает поступки. И когда…

1980 - "Приключения Электроника"

…режиссер Константин Бромберг искал подходящего актера на роль злодея в своем малоперспективном проекте, Сема сделал все, чтобы выбор пал на него. И неважно, что фильм был детский, казался безнадежным, как новый костюм со старыми дырками, и назывался как-то смешно. Главное - что герой, агент Урри, роскошно ездил на мотоцикле, бегал, прыгал и дрался. Кто мог подумать, что "Приключения Электроника" прогремят на всю страну, а выцветшие фотографии д'Артаньяна с Семиной физиономией девушки заменят на более актуальные, с неотразимым крепышом Урри? Сема почувствовал: вот, она, фишка! И, беря быка за рога…

1983 - "Зеленый фургон"

…пробился в состав авантюрного телевизионного фильма по повести Козачинского. Опять ему досталась роль нехорошего парня по кличке "Красавчик", и опять Сема своим несравненным шармом превратил его в любимца публики. Красавчик демонстрировал отменную спортивную подготовку: носился на зеленом фургоне, бегал, прыгал и пару раз артистически заехал в челюсть исполнителю главной роли Харатьяну, который рядом с Семой имел, как говорят на Слободке, бледный вид и розовые щечки. Сема был совершенно счастлив. Но советское кино совершило роковой поворот. Фильмы стали более задумчивыми, и на несколько лет Сема выпал из обоймы. Между тем, публика тосковала по его удали. И тогда…

1987 - "Даниил - князь Галицкий"

…Сема пошел на крайнюю меру. Он не стал, как говорил Фроим Грач, делать лимонную морду - он согласился на второстепенную, но чертовски яркую роль командира княжеской дружины в историческом эпосе о героическом украинском дедушке. Публика оценила этот жест. Сема крошил соперника в своем лучшем стиле, роль пришлась как нельзя более кстати: страна была охвачена страстью к боевикам с участием дутой заокеанской звезды Арнольда Шварценеггера. В виде Семы-одессита советское кино получило совершенно адекватную альтернативу, и постеры с его героической смуглой физиономией опять украсили все дамские офисы. Но тут на горизонте новой звезды вновь появился режиссер Станислав Говорухин, и он…

1987 - "Десять негритят"

…пригласил Сему в свой новый проект: экранизацию классического детектива Агаты Кристи. Роль была не фонтан - красавчик Энтони Марстон, за весь фильм так и не сподобившийся даже на один, самый завалящий хук. Но Сема прекрасно помнил по опыту "Места встречи изменить нельзя": спорить с Говорухиным так же бесполезно, как искать потерянное портмоне на Молдаванке. "Вам хочется драмы? Их есть у меня!" - сказал Сема режиссеру и смирился. Он знал: в жизни все меняется так быстро, что никакому кино и не снилось. И почти тут же…

1988 - "Узник замка Иф"

…еще один старый знакомый, Юнгвальд-Хилькевич, взял Сему на роль, о которой одесский парень мечтал всю жизнь. Красивая авантюрная роль графа Монте-Кристо, который, как это любил старик Хилькевич, дерется и прыгает чуть больше, чем это предусматривал первоисточник Александра Дюма. А еще, в напарницы Семе попалась красавица Анна Самохина. Брульянт чистой воды, как сказал бы Васька Шмаровоз! Могло ли у них ничего не получиться? И у них получилось, причем так, что вздрогнул весь Союз. Какой одессит не любит красивой любви? Дамы страны вздохнули, позавидовали Самохиной и стали обожать Сему еще больше. И он…

1989 - "Искусство жить в Одессе"

…пошел в фильм, который давал ему возможность показать себя во всем блеске. Беня Крик, король Одессы, драчун и бандит, романтик с револьвером, поэт гоп-стопа и акын налета. Кто снимал это кино? Вы будете смеяться - опять-таки Жора Хилькевич, то есть, я извиняюсь, Юнгвальд! Как говорят в Одессе, "хорошие связи полезно для здоровья". Сема окончательно утвердился в статусе главного мачо советского кино. Кто тогда мог предполагать, что советское кино умрет вместе со славой Семы?

Но разве настоящего одессита способна убить жизнь? Настоящий одессит с жизни смеется. Начался новый век, и Сема - опять в седле. Он взялся за дело сам. Сам пишет сценарии, сам снимает. В основном - продолжения своих старых хитов. "Д'Артаньян - 5", "Граф Монте-Кристо - 4", "Беня Крик в эмиграции"… Старик в потрясающей форме, на зависть всем и на радость дамам!


Текст: Евгений ЯСЕНОВ

Теги: Сильвестр Сталлоне, Журнал Desporter №8