ДА БУДЕТ СВЕТ!

10.09.2009 20:52

Ночная гонка "Формулы-1" пока еще - экзотика. Desporter проникает в самое сердце "Гран-при Сингапура", чтобы глазами нашего земляка Павла Земского, укоренившегося на этом острове, посмотреть на диковинку "королевской серии".

В Сингапуре гонки сверхбыстрых машин проводили давно. Еще до отделения этой территории в самостоятельное государство тут организовывали кое-что под названием "Гран-при". Правда, к "Формуле-1" это не имело никакого отношения. И титул имело другой: "Гран-при Малайзии". В начале 70-х гонки "зарубили": слишком опасной оказалась трасса. После этого большой автомобильный спорт сюда не заглядывал.

Хотя предложения были.

В далеком уже 2004 году в Сингапуре вспыхнули парламентские дебаты на тему: "А не построить ли нам казино?" В ходе дебатов выступал и отец нации - Ли Куан Ю, многолетний бессменный премьер-министр (с 1965 по 1991 гг.), который по завершению очередного срока по состоянию здоровья ушел на непубличные должности. Сейчас его пост называется скромно - министр-наставник (Mentor Minister), а премьерствует его сын. Так вот, Дедушка Ли во всеуслышание заявил: самой большой ошибкой своего руководства он считает то, что в 91-м отказался предоставить "Гран-при Сингапура" "Формуле-1". Раскаяние было услышано, и с предложением обратились повторно.

Так "Формула-1" вернулась в Сингапур.

Первая гонка состоялась в прошлом году. Этот блин не вышел комом. Правда, впоследствии оказалось, что авария Нельсона Пике, позволившая выиграть его партнеру по Renault Фернандо Алонсо, была сфабрикована, за что и поплатились все участники этой аферы. Но тогда, в сентябре 2008 года, всем, кроме Кими Райкконена, казалось, что все прошло замечательно, и что первая ночная гонка в истории "Формулы-1" - начало новой замечательной, зрелищной и в чем-то даже романтической традиции. Брызги шампанского при лунном свете, которых, правда, не видно, в свете сверхмощных прожекторов… Красота!

Почему ночная гонка не нравилась Кими? Потому, что ему пришлось радикально изменить режим сна. А сон для флегматичного финна - святое.

В этом году Сингапур обошелся без потрясений во всех смыслах. Даже цены на проживание в отелях не подняли, чем многих сильно удивили. С другой стороны - в прошлом подняли сразу процентов на 40, и с тех пор особого падения не отмечалось. Так что, можно считать, "Формула-1" сделала в этой сфере свое черное дело на пару лет вперед.

Завлечение туристов происходило и тупо ("Сингапур - рай на земле"), и более хитро. Например, за несколько недель до старта в массы выбросили информацию о том, что проведение "Гран-при" станет поводом для большого культурного всплеска. С 18 по 27 сентября - сплошные распродажи, выставки, выступления музыкантов и прочие развлечения. К гоночному безумию приурочили целый культурный фестиваль - Asia on the Edge, посвященный азиатской культуре и стилю жизни.

Под культурными мероприятиями следовало, видимо, понимать и визит Гвен Стефани со своим сыном и придворной группой No Doubt в стойбище команды Ferrari. Эта почти натуральная блондинка настолько вдохновила суровых инженеров и мотористов, что они даже пообещали перекраситься накануне гонки в белый цвет. Неясно, шла ли речь об их волосах или о командных цветах, но в конечном итоге обещание подлые "ферраристы" не выполнили ни в одном из этих смыслов.

Был еще трехдневный рок-марафон в Fort Canning (большой парк в центре города) - F1Rocks. Приезжала в Сингапур и Бейонсе. А еще Джеки Чан и Линдсей Лохан. F1Rocks удался на славу.

А как с кривой проституции? Разумеется, в эти дни она заметно пошла вверх.

Власти устроили несколько заметных социальных акций. Выпустили специальное издание карточек ezLink (единая карточка на оплату общественного транспорта). Символика F1 на них привлекла массу любителей оригинального.

Если дороги в Сингапуре не идеальны - то трудно тогда вообще понять, что такое этот самый идеал. Тем не менее, для "Формулы" местного покрытия оказалось недостаточно. В прошлом году пилоты жаловались на кочки. Ну что ж, добрые сингапурские организаторы перестелили асфальт на участке между 5-м и 7-м поворотами. Специально разработанного состава хватит ровно на 5 лет. Потом придется менять.

Ну а в остальном - как обычно (уже обычно). За три недели до события построили трибуну, тогда же начали планово закрывать на вечера пятницы-субботы-воскресенья дороги, по которым лежит трасса - чтобы народ подготовился. Такси в центре поймать было просто нереально. Блокировали входы в центральные районы города, примыкающие к трассе. Даже в близлежащих барах просто так было не присесть. Между тем, интерес к гонке велик. Правда, как обычно, среди восточных людей - в основном из-за возможность сделать большие ставки.

Учитывая всеобщий интерес, бизнесмены, арендующие офисы с видом на трассу, зазывали партнеров "поглазеть". Вот когда с лихвой окупается высоченная арендная плата в районе Марина-Бэй!

Осенью в Сингапуре стартует сезон дождей. Поэтому вот уже второй год подряд накануне "Гран-при" начинаются причитания по поводу возможного тропического ливня, который с 75-процентной вероятностью предсказывают синоптики. И вот уже второй год подряд бог проносит. Точнее, боги - в Сингапуре представлены культовые сооружения всех возможных мировых религий. То ли все они любят гонки, то ли в очередной раз синоптики подтверждают свою тотальную ненужность… В общем, пока сингапурские гонки обходятся без дождика. И хорошо. Потому что, если тут пойдет дождик, болиды "Формулы-1" немедленно превратятся в каноэ.

На сей раз гонкам угрожала еще одна природная беда. На соседних островах Калимантан и Суматра, принадлежащих Индонезии, разгорелись лесные пожары. Причем настолько масштабные, что стали опасаться погружения Сингапура в полный смог. Но ветра подули в благоприятную для Берни Экклстоуна сторону - и дым ушел к океану. А проект директора "Формулы-1" остался чистым и незамутненным.

Главное чудо ночного этапа - это, конечно же, освещение, которое делает ночь днем. Пусть это касается не всего города, а только тех улиц, по которым проходит трасса - но уж там "Формула" к темноте совершенно беспощадна. Светло - хоть глаз выколи: 3000 люксов, что даже больше (вы не поверите!), чем на "Донбасс Арене". С высоты птичьего полета две петли, которые образует трасса, образуют удивительную сияющую букву "зю", которая наверняка поставит в тупик инопланетян, если они решат однажды понять - что за странный символ рисуют земляне каждый год в конце сентября на одном тропическом острове.

Теги: Формула-1, Журнал Desporter №6