СООБРАЗИТЬ НА ЧЕТВЕРЫХ

11.09.2010 14:02

В солнечной Исландии все не так. И экстремальный спорт там выглядит как суперэкстремальный. Участник смертельных гонок в классе Formula 4x4, горячий скандинавский парень Рагнар Робертсон рассказывает Desporter о том, как живет узкий круг крутых нордических мужчин.


Автомобильный спорт - зрелищное мероприятие. Для понимающего человека оно наполнено бездной волнующих подробностей. Неискушенному зрителю сложнее. Слишком быстро все мелькает, слишком мало явного… Возьмем ралли. Оно привлекает своими скоростями, ярко раскрашенными автомобилями, прекрасными пейзажами. Но территория слишком велика, чтобы зритель мог охватить все шоу целиком. Что же говорить о ралли-рейдах и трофи на внедорожниках! Проследить все перипетии этих гонок можно разве что с вертолета. Даже «Формула-1» ускользает от зрителя - казалось бы, и трибуны есть, и обзор, но полного счастья от лицезрения стремительно проносящихся и исчезающих до следующего круга суперболидов все равно не наступает.

Группа горячих исландских парней подумала об этом - и создала такую «Формулу», которая и для гонщиков престижна, и экспертам интересна, и зрителям приятна, и для СМИ выигрышна. То есть - все четыре удовольствия в одной упаковке!

Создатели Formula 4x4 совместили скорости «королевских гонок» с профилем внедорожной трассы. Получилось нечто уникальное. То, что покорило сердца искушенных ведущих автомобильной передачи ВВС Top Gear, то чего нет ни в одном виде автоспорта: автомобили, способные ездить по воде.

Рагнар Робертсон - чемпион Исландии по внедорожным гонкам, один из гуру Formula 4x4. О спорте, придуманном на его родине, рассказывает охотно, хотя и немногословно, постоянно принося извинения за плохое знание английского. Тем не менее, разговор получается, контакт налаживается быстро, да и английский оказывается не таким уж плохим.

Кто был основателем этих соревнований, кому впервые пришла в голову мысль совместить безумные скорости и бездорожье - уже никто точно не вспомнит. Но суть соревнований проста. Нужно на максимальной скорости преодолеть дистанцию, которая включает в себя песчаные дюны, водоемы, броды и даже вертикальные насыпи. Автомобиль «заряжается» с учетом максимальной безопасности для пилота, при этом можно использовать любые детали от любых машин. Технические требования максимально демократичны. Именно по этой причине все автомобили, участвующие в Formula 4Х4, используют закись азота в двигателях, дабы получить максимальную отдачу. Спрашиваем Рагнара - не смущает ли его бессмертная фраза героя Вина Дизеля из «Форсажа»: «Только педики используют закись азота»? «А кто такой Вин Дизель?» - отвечает Рагнар вопросом на вопрос, и мы считаем тему исчерпанной. В самом деле, среди чемпионов Formula 4x4 лысая американская башка не числится.

Ныне в чемпионате Исландии по Formula 4x4 участвуют порядка 20 гонщиков. Это, конечно, не много, но это только начало: спорт молод, зрелищен и число соревнующихся, разумеется, будет расти. «Увидев наши гонки, устоять невозможно. Однажды и я, попав на соревнования по внедорожной «Формуле», понял: это мое. Именно так становятся чемпионами в нашем спорте», - утверждает исландец.

Насколько доступен этот спорт? На вопрос о стоимости машин, Рагнар отвечает иронично и просто: «Я бы продал свою за 25 тысяч евро. Построить новую будет стоить более 50 тысяч». Вполне демократично, учитывая, например, стоимость раллийного болида (более полумиллиона долларов). Каков же бюджет гоночной команды? Рагнар лукаво ушел от ответа, сказав лишь, что это очень дорого. Кстати говоря, в чемпионате Formula 4Х4 нет ни одной гонщицы, и первенство в этом плане не принадлежит ни одной стране.

Учат ли искусству пилотирования в стиле Formula 4x4? По словам Рагнара, школ как таковых нет, все пилоты - самоучки и обмениваются опытом друг с другом. А мастерство шлифуется в длительных тренировках.

Formula 4x4 имеет репутацию смертельно опасных гонок. Скучный Рагнар развеивает это реноме. По его словам, на соревнованиях в Исландии пока не происходило ни одного серьезного инцидента. Машины великолепно защищены, гонщики знают свое дело, смертельных исходов никто не хочет. К слову, гонки Formula 4Х4 проходят в основном в скандинавских странах: Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Постепенно география этих зрелищных соревнований расширяется.

Что нужно сделать какому-нибудь горячему украинскому парню, чтобы присоединиться к этой компании отчаянных голов? «Просто начать соревноваться!» - говорит чемпион Рагнар.

Текст: Вадим ВАЙНЕР

Теги: Экстрим, Журнал Desporter №11