СКАЗКА - БЫЛЬ. АВТОМОБИЛЬ

13.11.2010 23:34

Наблюдая за стремительным и невероятным рывком «Формулы-1» в направлении России, Desporter не может избавиться от ощущения, что все это - миф, мираж, сказка для взрослых. И пытается представить, как могла бы выглядеть эта сказка в Украине.


"В тридевятом царстве..."

Помните, как начинается большинство русских народных сказок? «В некотором царстве, в некотором государстве…» Сочи давно и упорно «тянет» на современное «тридевятое царство», который вроде и российский город, но где-то там, далеко, за Тмутараканью. Здесь есть свои молочные реки в кисельных берегах, сказочно ласковое теплое море. И, конечно же, строительство суперсовременной трассы «Формулы-1» для Гран-при России намечено именно здесь.

Сказка по-украински: Лучшее место проведения гипотетического Гран-при Украины, безусловно, Крым. Это место, кажется, предназначено для этого самим Богом и… писателем Василием Аксеновым. В его фантасмагорической повести «Остров Крым» очень живо описаны захватывающие автогонки по Старой крымской дороге. В общем-то, где-то в 2005-2006 гг. всерьез рассматривался вопрос о строительстве на солнечном полуострове соответствующей трассы и инфраструктуры. Однако все очень быстро заглохло - вмешалась большая политика, последовал отказ солидных заморских спонсоров вкладывать большие деньги в крайне нестабильную Украину. И киевским чиновникам от автоспорта ничего не оставалось делать, как заявить о невозможности строительства в Крыму трассы «Формулы-1». Хорошо еще, что хотя бы остались автогонки Prime Yalta Rally…

"Царь-батюшка"

Практически ни одна уважающая себя русская сказка не обходится без царя. Порой он взбалмошный, но в итоге мудрый, иногда туповатый, часто грозный, еще чаще капризный, но почти всегда, как это и подобает самодержцу, суть источник всех сказочных происшествий. В самом деле, и принеси ему что-нибудь эдакое, чудесное, из невиданных краев; и обеспечь комфортные условия правления; и гарантируй красоту да молодость… А вот личный пример показать: ну там с Кащеем Бессмертным сразиться, Бабу-ягу вокруг носа обвести или первым в кипящую воду войти - это уже гораздо реже. Хотя случается.

Современный русский «царь» Владимир Путин, дабы подать своим подданным четкий сигнал, облачился в доспехи пилота «Формулы-1» и сел в самый настоящий болид (правда, не в боевой «формульный» Renault 3.5 2009 года, а всего лишь в «подростковый» Renault 2.0). Впрочем, разбираться в таких тонкостях - не царское дело. И проехался на приличной для новичка скорости в 240 км/час. Но царь - он и в кокпите болида царь, и потому о «комфорте по-царски» не забывает. «У меня в старом «Запорожце» и то было больше места», - заметил премьер, покидая машину.

Сказка по-украински: Украинский вариант Путина - безусловно, президент Виктор Янукович. Но между ними есть существенные различия. Виктор Федорович как гонщик явно круче Владимира Владимировича; сказывается автомобильное профессиональное прошлое. Недаром же в его фамильном гербе присутствует кентавр с логотипом Mercedes в руках. И если премьер РФ любит гонять по Сибири на новой LADA в одиночку, то Янукович предпочитает участие в автопробегах в компании с себе подобными - политика, однако... Ну и, конечно же, при своих габаритах глава Украины уж никак не впишется в кокпит «формульного» болида. Разве что - в какой-то именной, «царский» кокпит. Эх, не видать нам «формульной» сказки…

"Бояре"

В классической русской сказке обязательно найдется эффективное средство, с помощью которого герои добиваются своего. Можно совершить подвиг мечом, а можно - и волшебной палочкой (или, на худой конец, волшебной дудочкой). Особое же место в этой категории занимают всесильные и вездесущие бояре, шумной и коварной толпой в высоких меховых шапках обступающие царя-батюшку. Они - не волшебники, но сказочную интригу двигают живенько.

Не прошло и трех лет, как известный актер, певец, музыкант, шоумен, но главное - автогонщик Николай Фоменко основал свою компанию MaRussia Motors. Совсем недавно его детище купило контрольный пакет акций полноценной команды «Формулы-1» Virgin Racing. Уже в следующем году MaRussia Virgin Racing выйдет на старт чемпионата мира. Сядет ли за руль «боярин» Николай Владимирович? «Думаю, да. Причем я жду приглашений не только от MaRussia Virgin, но и от других команд. Думаю, я составлю неплохую конкуренцию Михаэлю Шумахеру!» - говорит Фоменко. Шутка?

Сказка по-украински: Место «украинского Фоменко» давно и прочно занято бывшим министром транспорта и экс-губернатором Евгением Червоненко. В прошлом член сборной СССР по авторалли, он во время своего пребывания в «оранжевом» правительстве был самым активным «толкателем» идеи украинского этапа. Под эту идею в 2006 г. была даже создана компания Chervonenko Racing. Но политические и экономические реалии привели к тому, что Евгений Альфредович практически отошел от дел, передав бразды правления фирмой своей дочери Александре. По ее признанию, сейчас компания целиком и полностью сосредоточилась на ялтинских авторалли - так надежнее и прибыльнее…

"Три богатыря"

Русские всегда любили троицу. И пить втроем сподобнее, и бить… В смысле - бить былинного врага. Если сыновья у отца, то непременно старший, средний и дурачок (который, впрочем, иногда становился Иваном-царевичем).

Настоящая российская «формульная» история по сути началась с того момента, как 26-летний Виталий Петров в сезоне-2010 дебютировал в «королевских автогонках» в составе команды Renault. Его 23-летний «брат» Михаил Алешин в этом году первым из россиян выиграл одну из престижных мировых версий - Formula Renault. Но пока их позиции в «королевских гонках» еще довольно зыбки. Может быть, для того чтобы из «дурачков» вырасти в «царевичи», не хватает третьего?

Сказка по-украински: Если россиянам до полного сказочного комплекта недостает всего одного пилота, то в Украине есть только один потенциальный кандидат, да и тот - француз! В 2008 г., когда бывший участник нескольких чемпионатов «Формулы-3», бывший официальный испытатель команды Arrows Жереми Дюфур сочетался законным браком с украинкой и по ее настоянию переехал жить в Киев. Обаятельный молодой француз не скрывает своих амбициозных планов: в ближайшее время стать гражданином Украины и начать выступать в «Формуле-1» под желто-голубым флагом. Впрочем, словами пока все и ограничивается. Скоро сказка сказывается…

Текст: Александр УСОВ

Теги: Формула-1, Журнал Desporter №12