БОЙ С МОЛЬБЕРТОМ

18.01.2010 00:49

Не нуждающийся в представлении художник Никас Сафронов откладывает на время мольберт, чтобы поговорить о спорте: крови из носа, мягком Тайсоне, женщинах-культуристках и картине "Предчувствие Олимпийских игр". А также составляет для Desporter свой рейтинг художников, которые могли бы создавать шедевры на спортивные темы.

Никас Сафронов

"Бью груши"

- Футбол, хоккей, пятиборье, плавание, борьба, бокс - всем этим я точно занимался, еще учась в общеобразовательной школе, - говорит Никас. - Я с Волги (из Ульяновска - ред.), поэтому летом мы, конечно, постоянно плавали, а зимой выходили на лед, расчищали его от снега и играли в хоккей чуть ли не с утра и до вечера. Еще более-менее серьезно занимался в школе пятиборьем, ходил в секцию борьбы, ну и бокс - это мое давнее было желание, им я недавно стал заниматься, правда, из-за занятости это делаю редко, занимаюсь с тренером-чемпионом мира, бью груши, провожу спарринги.

Однажды даже вышел на настоящий бой. Это было в шоу "Король ринга". Участвовал не для пиара, а для себя. Я был в паре с Сашей Пороховщиковым и победил его, несмотря на то, что он килограммов на 35 тяжелее меня и когда-то серьезно занимался боксом. Саша, наверно, думал, что просто завалит меня, и поэтому не готовился к бою, а играл во время тренировок в бильярд. В итоге проиграл по очкам. Наш бой, к сожалению, не показали, потому что мы слишком красиво, как руководству показалось, дрались. А тем, кто снимал, хотелось, чтобы мы молотили друг другу физиономии, разбивали до крови носы…

Удар по почке

Кстати, именно из-за носа я не стал заниматься боксом серьезно в юности, хотя этот вид спорта меня всегда привлекал. Когда же я стал известным человеком, и появилась возможность сделать бокс своим хобби, то с удовольствием это сделал. Поначалу во время спаррингов тренер запрещал моим соперникам бить меня, но я решил, что это неправильно и мы должны быть на равных. Сказал - пусть бьют, но только не по лицу. И вот однажды я так серьезно "достал" одного парня, что он очень чувствительно ответил мне, попав по почке. Потом в боку очень долго болело. Поэтому все эти сцены в фильмах, где мужики лупят другу друга, падают и поднимаются как ваньки-встаньки, мне смешны. Одним ударом можно решить очень многое. Боксерам необходимо могучее здоровье, чтобы выдерживать такие нагрузки.

В свое время я рисовал портрет Майка Тайсона, и с этим была связана одна забавная история. Однажды, будучи в Лондоне, ко мне привели модель, которая оказалась подружкой Тайсона. Я рисовал, а она мне все рассказывала, какой Майк жестокий страшный человек и все такое прочее. В итоге вместо ее лица у меня получился портрет самого боксера. Потом уже через какое-то время мы пересеклись с Тайсоном в Нью-Йорке, и он произвел на меня самое благоприятное впечатление. Тайсон добродушный, мягкий… Почти как ребенок. Я сделал два наброска и подарил ему, он был очень доволен.

Женская неестественность

Вот женский бокс я не люблю и даже не потому, что там тоже разбивают носы. Женщина должна быть женщиной, и даже если она дает кому-то сдачи, то она должна это делать как-то по-женски. В противном случае она, по моему мнению, перестает быть женщиной. Накачиваются мышцы, плечи, руки, ноги… С другой стороны, каждый волен заниматься тем, чем он хочет, и я могу допустить, что кто-то может найти прекрасное даже в женщинах-культуристках. Но это все сугубо индивидуально и явно не для меня. Когда у мужчины перебит нос - это одно. За этим может стоять какая-то мужественная и даже героическая история. Это, в конце концов, выглядит органично и естественно. Если же у женщины нос в "лепешку" или у девушки фигура как у профессионального пловца, то поневоле возникают какие-то странные ощущения. Это как… Ну, вот представьте, например, вы идете и видите маленькую хрупкую девочку, а приблизившись обнаруживаете, что у нее лицо старухи с глубокими морщинами. Это сразу вызывает чувство внутреннего противоречия. В этом есть что-то неестественное. Вот так и с женским боксом. Женская природа - это одно, а мужская - другое.

Меня часто приглашает на теннис мой друг Шамиль Тарпищев. В свое время к этому виду спорта проявлял интерес президент Ельцин, и теперь на теннисе я часто вижу Наину Ельцину, уже вдову. Кроме тенниса, иногда бываю на хоккее, особенно когда играют наши знаменитые ветераны. Не могу сказать, что я особо страстный болельщик, да и времени всегда не хватает, а жаль. Ведь на спортивных мероприятиях всегда особая атмосфера такого хорошего азарта. Это не как в казино. Это другое. Можно сказать, здоровый кайф. Поддерживаешь свою команду, спортсмена - и чувствуешь себя участником действа.

Из людей спорта я рисовал, в основном, наших знаменитостей. Тот же Шамиль Тарпищев, сейчас работаю над портретом Вячеслава Фетисова. Еще хочу написать Александра Якушева. О Тайсоне я уже говорил… Если поступит заказ, с удовольствием напишу что-то к зимней Олимпиаде-2014 в Сочи. У меня уже есть несколько работ, связанных с городом Сочи и его окрестностями, которые я сделал, гуляя там по горам, есть в том числе и картина, которая называется "Предчувствие Олимпийских игр".

"Схватывать и отражать"

Спорт рисовать и сложно, и нет. Дело в том, что у меня очень хорошая зрительная память, которая мне здорово помогает. Я хорошо запоминаю фрагменты, детали. Например, сложно рисовать детей, но мне они удаются, просто нужно запомнить их движения, выхватить что-то важное. Также и в спорте. Его нужно схватить. Так же, как, например, море. Движение воды. Удар волны о скалы. Это ведь не "мертвая" модель или, там, натюрморт, который не меняется. Для истинного искусства нужно схватывать, запоминать и именно это отражать. Для этого нужно все зафиксировать в голове.

Художники, которые у меня ассоциируются со спортивной тематикой это, в первую очередь, англичанин Джозеф Тернер, затем француз Жан Батист Камиль Коро и итальянец Франческо Гварди. Тернер, например, лил масляные краски как акварель. Импульсивный, подчеркивающий движение туловища или корпуса корабля. Стихии природы выражены, как у легкоатлета на беговой дорожке.

То же и у Коро - все очень живо, быстро: ветер, листья летят, одежда развивается. И у Гварди с его движением гондолы, летящего плаща гондольера или народного гулянья с салютом. И все это в непрекращающемся потоке, детали которого они схватывали с поразительной точностью. Если бы они жили в наше время, они моли бы создать шедевры искусства на спортивную тематику".

Desporter благодарит галерею "Раритет-Арт" за помощь в организации интервью.

Теги: Никас Сафронов, Бокс, Журнал Desporter №7