СКАЛА БЛИЗНЕЦОВ

08.08.2011 19:06

В начале сентября в Крыму, в районе Ласточкиного гнезда будет очень оживленно. Здесь пройдет финал Мировой серии Red Bull Cliff Diving 2011. Среди лучших прыгунов со скал будут и два украинца, братья-близнецы Александр и Геннадий Куценко, с которыми Desporter мило побеседовал накануне старта.


- Каких известных братьев в спорте вы знаете?

Александр: На самом деле, в спорте много братьев: Шумахеры, Буре, Каннаваро и, конечно же, наши соотечественники, братья Кличко! Есть еще братья Куценко, не такие известные, но, я думаю, ближайшее будущее это исправит!

- Почему клифф-дайвинг - спорт, а не шоу?

Геннадий: Потому что шоу - это показательные выступления для публики, без судейской коллегии, классификации и т.д. Клифф-дайвинг следует называть спортом (экстремальным!), потому что наша база прыжков идентична олимпийским прыжкам в воду. Разница, естественно, в высоте и в том, что олимпийцы входят в воду руками вперед, а мы - ногами. В нашем виде спорта также проводят чемпионаты Европы и мира с судьями международной категории, которые обслуживают и Олимпийские игры! Надеемся, что однажды клифф-дайвинг будет включен в олимпийскую программу.

- Как вы боретесь со страхом?

Геннадий: По-разному. Все зависит от места, где мы выступаем. Стараюсь не думать о том, какие могут быть последствия неудачного прыжка. Больше концентрируюсь на том, что мне нужно делать.

Александр: Слушаю музыку и пытаюсь думать о чем-нибудь хорошем!

- Ваша последняя мысль перед прыжком? Это всегда одно и то же или каждый раз по-разному?

Геннадий: Перед прыжком я стараюсь не думать ни о чем, кроме того, что мне нужно сделать, прокручиваю в голове предстоящий прыжок от начала и до конца. Стараюсь контролировать эмоции, пусть иногда это и нелегко!

Александр: Абсолютно так же! Всегда думаю об одном и том же: прокручиваю в голове каждый элемент, который мне нужно сделать правильно.

- Самые распространенные травмы у клифф-дайверов?

Александр: Клифф-дайвинг - очень травмоопасный вид спорта. Травм всегда много, а наиболее подвержены им такие части тела как спина, шея и связки. А все потому, что скорость падения составляет почти 100 км/час и при входе в воду компрессионное давление на организм очень велико!

Геннадий: Иногда, несмотря на большую высоту, вход в воду бывает очень мягким. А бывает, даже при идеальном входе, погружение получается весьма неприятным. Все из-за непредсказуемости волны. Еще одна распространенная травма - это растяжения верхних мышц ног. Во избежание травм, мы тщательно занимаемся своей физической подготовкой с последующим растяжением мышц; нам нужна не только сила и выносливость, но и эластичность.

- Какова максимальная высота, с которой вы согласились бы прыгнуть?

Геннадий: Думаю, метров до 35 можно добраться! Все зависит от мотивации. Ведь наша работа не заключается лишь в том, кто прыгнет с более высокой платформы. Суть в том, кто прыгнет лучше и покажет при этом более сложный и красивый прыжок.

Александр: Так сразу и не скажешь! С тридцати метров точно смогу, ну а потом будет действовать такой фактор - «а для чего?».

- Ваш коллега Андрей Игнатенко по скорости сравнивает падающего в воду клифф-дайвера с болидом «Формулы-1». Какое сравнение подобрали бы вы?

Геннадий: Соглашусь с Андреем. Лишь добавлю, что это болид, который останавливается мгновенно, без тормозного пути. Потому что за 2 секунды мы развиваем скорость до 90 км/час, а при входе в воду за одну секунду останавливаемся на глубине 3-4 метра!

Александр: Сравнений может быть масса, я бы предпочел старт и полет реактивного самолета с военного корабля.

- Что вы чувствуете, наблюдая за прыжками брата?

Геннадий: Это особенное чувство между близнецами. Я стою, сжав кулаки, мысленно сопровождая Сашу от начала и до конца его прыжка. В случае небольших ошибок, стараюсь помочь их исправить, как бы это странно ни звучало!

Александр: Когда прыгает Гена, внутри меня кипят переживания, ведь не секрет, что хай-дайверу совершить прыжок намного легче, чем смотреть, как это делает кто-то другой. Особенно, если это - брат-близнец!

- Можете назвать самое ласковое море и самое негостеприимное?

Геннадий: Я провел не так уж много соревнований, и пока что меня везде встречала достаточно дружелюбная вода. Однако мне кажется, что этот фактор в большей мере зависит не от типа воды в море или озере, а от ветра. Сильный ветер мешает и начальной фазе прыжка и создает волны при погружении в воду.

Александр: В моей практике ласковые моря или озера не встречались. Все зависит от температуры воды и ее плотности. Самое экстремальное место и самое плотное море, это знают все клифф-дайверы, - в Италии, мост Фуроре. Платформа находится между двух скал на высоте 28 метров. Вода в море очень холодная, что придает ей дополнительную плотность.

- То, что финал Мировой серии будет проходить в Ялте, для вас значит что-то особенное?

Александр: Это очень приятно и неожиданно! Прыгать в родных стенах всегда здорово, ведь поддержка публики немаловажна.

Геннадий: Я очень рад тому, что финал пройдет в Ялте. Это красивое место, и многие из клифф-дайверов еще не видели Украину.

- Что собираетесь делать после завершения карьеры клифф-дайвера? Кстати, до какого возраста намерены прыгать?

Геннадий: О том, что буду делать после завершения карьеры, я пока не думал. А все потому, что я лишь в начале своего пути. Поставлено много целей, а возраст - не помеха. Все зависит от желания, которого хоть отбавляй! И, как показывает опыт наших товарищей Андрея Игнатенко и Славы Полещука, - у нас все еще впереди!

Александр: Не хочу загадывать, ведь в Мировой серии я лишь первый год. Это только начало, и задумываться о том, когда все закончится и чем потом заниматься, попросту нет желания.

- Что нужно обычному человеку, чтобы начать заниматься клифф-дайвигом? Какие качества он должен иметь, каких денег это может стоить?

Александр: Если говорить честно и серьезно, обычным, неподготовленным людям я бы не советовал пробовать этот вид спорта. Он очень опасен. Нужно с самого детства заниматься прыжками в воду. Но и этого недостаточно, потому что далеко не все прыгуны становятся клифф-дайверами!

Геннадий: Согласен. Обычному человеку сделать это будет нелегко, одного желания мало. Все мы долго занимались прыжками в воду, у нас за плечами годы тренировок и соревнований. К тому же, прыжок с 27 метров эквивалентен прыжку с 9-этажного дома, причем со скоростью 90 км/час! Без определенной подготовки и навыков, это может быть очень опасно…

Текст: Герман ДУБОВ

Теги: Александр Куценко, Геннадий Куценко, Журнал Desporter №15, Экстрим