ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СУДОМОДЕЛИЗМА

06.12.2016 13:25

Сегодня тысячи людей во всем мире увлеченно создают миниатюрные копии старинных парусных кораблей. Но, наверное, не многие из них знают, что постройка моделей судов - очень древнее искусство с интереснейшей историей.

В стародавние времена это занятие было тесно связано с религиозными и культовыми обрядами. При раскопках Ура в южной Месопотамии в 1929 г. профессор Вулли нашел очень интересную модель гребного судна, которая была выполнена, вероятно, в IV тыс. до нашей эры. Эта старейшая модель длиной 65 см, изготовленная из серебра, была положена в гробницу, что свидетельствует о ее культовом характере: по верованиям народов Двуречья, модель лодки должна была облегчить умершему переход от земного существования к потустороннему.

В Древнем Египте модели судов также носили культовое значение. Египтяне верили, что после смерти человека его душа должна переплыть мифическую реку Абилаус, поэтому среди предметов, положенных в египетские гробницы, находили и модели судов, в основном серебряные или золотые, изготовленные тогдашними ремесленниками. На некоторых моделях (так называемых судах мертвых, или вотив-судах, которые служили для жертвоприношений), находились фигурки людей.

Знамениты модели судов, найденные в гробнице Тутанхамона. Они изящно отделаны, искусно раскрашены и имеют интересные детали. Национальный музей в Каире обладает обширной коллекцией судов времен I-XXX династий, которая наглядно показывает развитие египетского судостроения в течение трех тысяч лет.

Вотив-суда были найдены и в Италии, около Ветулонии - в районе распространения этрусской культуры. Одно из них изготовлено из бронзы и имеет многочисленные фигурки зверей на борту, представляя своего рода Ноев ковчег. Подобные маленькие модели изготавливались также из алебастра и других материалов. К эпохе классической Греции относится модель из терракоты, хранящаяся в Британском музее и представляющая судно VI в. до н.э. Несколько десятилетий назад была найдена прекрасная модель римского грузового судна I в. до н.э., построенная, вероятно, в Сирии. Этот список древних находок можно продолжать и продолжать. Подобные модели, хотя и не являются копиями оригиналов с выдержанными пропорциями (они изготовлены ремесленниками довольно грубо и стилизованно), наглядно отображают судостроение древности.

В средние века вотив-модели украшают интерьеры христианских церквей и храмов, изредка попадая в частные коллекции. К старейшим моделям времен открытия Америки относится модель испанского судна 1450 г., находящаяся в Музее принца Генриха в Роттердаме.

В эпоху Великих географических открытий получает значительное развитие строительство кораблей, начинают совершенствоваться их модели, в том числе и вотив-суда, которые стали выполнять по расчетам и чертежам, со всеми подробностями.

В начале XVII в. Финеас Петт, комиссар доков в Чатеме (Лондон), начинает официально изготовлять первые модели английских судов. В это же время (1600-1655 гг.) сначала в Англии и Голландии, а затем во Франции и России, начинают появляться довольно точные масштабные копии парусников. На верфях такие модели использовали при постройке судов - как образцы и в опытных целях (натурные испытания на моделях вскоре были возведены в ранг обязательной процедуры). А тогдашние коллекционеры постепенно начинают рассматривать модели как произведения искусства. Даже коронованные особы не считали для себя зазорным заниматься моделированием.

К концу XVII столетия судомоделизм формируется как отдельное художественное направление, а искусно выполненная модель считается поистине королевским подарком. В 1698 году Петр I посещает острова туманного Альбиона дабы получить уроки судостроения от адмирала Кармартена, опытного моряка, обладавшего ко всему богатыми теоретическими знаниями в области корабельного искусства. Неудивительно, что по окончании этого визита на память о посещении Англии король Вильгельм III Оранский подарил царю модель английского корабля "Ройял Соверейн" ("Великолепный властелин"). Сегодня эта уникальная модель находится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга. Существует легенда относительно того, при каких обстоятельствах был сделан этот поистине бесценный подарок. Во время одного из посещений Петром I лондонского королевского дворца по желанию королевы Марии художник Г.Кнеллер, ученик великого Рембрандта, тайно сделал зарисовки для исполнения парадного портрета молодого русского царя. Это было сделано вопреки желанию Петра Алексеевича, и чтобы как-то задобрить его, Вильгельм III и преподнес царю модель еще находившегося на стапеле "Ройял Соверейн" .

Не исключено, что это событие подтолкнуло русского царя к самоличному созданию моделей кораблей. Без преувеличения можно сказать, что Петр Великий вошел в историю не только как выдающийся государственный деятель и талантливый кораблестроитель, но и как первый русский судомоделист. Именно его руками в 1698 г., по приезде царя из Англии, была изготовлена старейшая российская модель 30-пушечного фрегата, долгое время украшавшая зал Адмиралтейств-совета в Адмиралтействе и переданная в Морской Музеум в 1867 г. До 1849 г. модель находилась в кабинете царя в Петербургской Академии наук, где чувствовала себя отнюдь не одиноко, так как Петр Великий был ко всему еще и изрядным коллекционером. Бок о бок с фрегатом стояли модель 88-пушечного корабля "Святой Андрей", английский "Ройял Соверейн" и другие копии парусных судов.

Ко времени морской войны между Францией и Англией относится появление знаменитых маленьких моделей, изготовленных пленными. Англичане создали в Дартмуре, Дорчестере и Норман Кроссе три больших лагеря для военнопленных, которым было разрешено работать. Среди них были искусные мастера по золоту, дереву и слоновой кости, скульпторы, краснодеревщики, часовщики. С помощью простейшего инструмента и небольшого количества материалов, которые были в их распоряжении, пленные изготовляли модели судов длиной не более 19 см. Паруса и корпус делали из дерева; такелаж - из волос и нитей одежды. Модели устанавливали на украшенные постаменты и закрывали оригинальными стеклянными колпаками. В настоящее время эти модели очень ценятся любителями как особые произведения искусства.

Во второй половине прошлого столетия постройка моделей судов получила широкое распространение как хобби. Воссоздание копий старинных и современных судов, настольных и самоходных, становится увлечением многих людей. Профессионалов же, истинных художников своего дела, создающих эксклюзивные работы, - единицы, как и многие века назад.

C 1967 г. действует международная судомодельная федерация NAVIGA со штаб-квартирой в Вене. Практически в каждой стране мира созданы собственные национальные объединения судомоделистов. Под эгидой NAVIGA проходят мировые и европейские чемпионаты по судомоделизму, на которых спортсмены-профессионалы состязаются в мастерстве, следуя строгим правилам. Впрочем, судомодельные соревнования - не только спорт, но и красочное шоу, привлекающее многочисленных зрителей и коллекционеров. И их восхищение - высшая награда для автора моделей, иногда даже более важная, чем оценка судей.

И. Акимов, modelka.com.ua

Теги: Спорт