РОБЕРТ КУБИЦА: СВОЙ В ДОСКУ

07.02.2009 17:55

Desporter попросил оценить феномен Кубицы человека «с той стороны» - польского журналиста Збигнева Пшебышевского.


Когда к Роберту пришли успехи, его сразу стали считать одним из лучших представителей польского спорта. И это, несмотря на конечный «недоуспех» прошлого сезона (четвертое место в чемпионате «Формулы-1» вместо ожидавшегося третьего). Достижения Роберта в прошлом сезоне были восприняты примерно так, как выступления донецкого «Шахтера» в Лиге чемпионов последних лет: вроде и на высоком уровне, но особо гордиться нечем. Тем не менее, именно Кубица стал самым популярным и самым успешным отечественным спортсменом в глазах польских болельщиков. Что отразили результаты опросов по поводу определения лучшего спортсмена 2008 года. Кубица победил в одном из самых престижных «плебисцитов» - совместной акции газеты Przeglad Sportowy и телеканала TVP, оставив позади несколько польских олимпийских чемпионов. Так что вопрос о «национальной принадлежности» Кубицы сегодня не стоит – в Польше его считают своим, пусть даже он и не живет на родине. Хотя некоторые эксперты и склонны утверждать, что его успех – результат его личных усилий и труда при полном отсутствии помощи из Польши. Но сам Кубица говорит другое - что именно богатые традиции польского автоспорта позволили ему сделать успешную карьеру в Италии. А вот что он сказал в интервью, распространенном пресс-службой команды BMW Sauber: «Многие считают меня наполовину итальянцем, ведь я долго гонялся в Италии, понимаю их менталитет и традиции, однако я на 100% поляк. Мой родной город - Краков, там я чувствую себя дома. К сожалению, в последние годы я редко бываю в Польше из-за плотного календаря».

Но нельзя отрицать, тем не менее, что феномен Роберта Кубицы связан прежде всего с большим успехом этого человека и гонщика – невероятным успехом для страны без традиций этого вида спорта. После успешного дебюта Кубицы в 2006-2007 годах появились горячие головы, начавшие агитацию за строительство польского автодрома для гонок «Ф-1». Как ни странно, можно сказать, что нехватка традиций и нужной инфраструктуры способствовала быстрейшему профессиональному прогрессу Кубицы, когда он попал в страны с большими традициями. Феномен Кубицы стал повторением феномена другого польского спортсмена – Адама Малыша, который в начале десятилетия был четырехкратным мировым чемпионом и обладателем Кубка мира по прыжкам с трамплина, добившись этого тоже вопреки традициям. Сейчас фамилия Кубицы стала самым раскрученным рекламным брендом среди всех польских спортсменов, потеснив одну из ведущих теннисисток мира Агнешку Радванску и лучших футболистов.

Комментаторы и журналисты отмечают необычное поведение Кубицы – большой профессионализм и прагматизм при минимальном проявлении эмоций. Обращают внимание на ледяное спокойствие, которое проявляет по отношению к своим результатам человек, которого миллионы (не только в Польше) считают настоящей большой звездой. Это тоже непривычно для страны, где очень эмоционально воспринимают и большие достижения, и большие неудачи.

Теги: Роберт Кубица, Формула-1, Журнал Desporter №3