ДОРОГОЙ НАШ ДАКАР

08.02.2009 12:04

Знаменитый ралли-рейд «Дакар» 2009 года к сенегальскому городу Дакар уже не имел никакого отношения. Но проект остался, и впервые в его истории прошел на американском континенте – по территории Аргентины и Чили. И также впервые в нем приняли участие украинцы. Перед стартом Desporter побеседовал с главой нашей команды Optima Leasing Ukraine и директором одноименной компании Вадимом Нестерчуком.


- На «Дакаре» мы - в зачете мотоциклистов, в зачете внедорожников, кроме этого у нас десятый грузовик ассистанс и внедорожник Runner ассистанс. Вот практически пять экипажей, количеством 14 человек. Лично я еду на квадроцикле в зачете мотоциклистов.

- Вадим, скажите, а с чем связан переход из класса «суперпродакшн» в класс «квадроциклов»? Визуально с точки зрения зрелищности внедорожник более эффектен. Насколько я понимаю, у вас достаточно хорошо был подготовлен автомобиль Mitsubishi L200, над которым работала французская компания?

- Этот автомобиль мы практически разрушили на «Трансориенталь» двумя переворотами. Он не так быстро восстанавливается и полностью будет готов лишь к весне. Перед нами стояла задача взять другой автомобиль, но хороших предложений на рынке не было, а ехать просто, чтобы доехать до финиша, для меня уже не интересно. В рамках команды было интересно выступить во всех зачетах. Вот и возник вариант с квадроциклом.

- Если продолжать логическую цепочку, следующая ступень для вас все равно будет внедорожники? Просто достаточно много информации о вас было как об экипаже в связке со штурманом Константином Мещеряковым. Насколько я помню, у вас были пристрелочные вылазки в Россию…

- Мы никогда гонку не ехали с Костей. Он просто хороший профессионал. И мы достигли уже такого уровня, когда нам важно, можем мы эту гонку пройти с хорошими результатами или нет. Вот на следующем «Дакаре», если будет уверенность в выполнении интересной задачи, например, попасть в десятку, тогда будем ехать в автомобильном экипаже.

- Относительно команды Optima Leasing Ukraine, звучание по-прежнему остается без изменений?

- Это команда, которая создана компанией. Компания занимается ассистантом на бытовом уровне для клиентов Украины. И есть команда, которая осуществляет ассистант и выступления такого уровня как «Дакар». То есть, все логично.

- В прошлом году звучала информация о том, что от Украины будут и другие представители, что «КрАЗ» собирается выставить свой автомобиль…

- На этот раз от Украины на «Дакаре» - только команда Optima Leasing Ukraine. Правда, в зачете мотоциклистов фигурирует Вадим Притуляк, который родом из Украины, но он живет сейчас в Казахстане. Хотя на куртке у него написано «Хохол» и у нас с ним хорошие отношения.

- Изменилось ли как-то отношение к «Дакару» в связи с его переносом? Не стал ли он восприниматься как нечто второстепенное?

- По своей сложности, по представительству хороших спортсменов и по духу, «Дакар» остается великим соревнованием. Поверьте, у меня уже есть с чем сравнить. Если посмотреть, как делают даже такие вещи, как «Трансориенталь», которую организовывает хороший гонщик Рене Нейдж, все-таки уровень подготовки, прописывание трассы у дакаровцев на голову выше. Из представительских спортсменов на дакаровской серии присутствовала вся верхушка, на «Трансориенталь» были единицы. По подготовке, по сложности «Дакар» всегда останется «Дакаром» независимо от того это Африка, или Южная Америка, или Европа. Вы только представьте себе - шесть с половиной тысяч километров спецучастков, где резкий переход - пустыня пыль потом горы и горы очень высоко. Пустыня Атакама летом – это жара плюс 55 градусов, потом тут же переход на высоте пять тысяч метров через Анды, где нас ждет минусовая температура, и это все в гоночном режиме. Ни одного такого соревнования вы не найдете в мире.

- В прошлом году с гонкой не сложилось. В этом году, наверное, какая-то компенсация предусматривалась?

- Компенсировано новизной, так как для многих экипажей это новый континент, это будет очень тяжело, потому что это новые места и новые возможности. Большинство экипажей все равно французские, они западную Африку - Марокко, Мавританию, Алжира – уже объездили вдоль и поперек, знали местных жителей, но Южная Америка для 95% участников - абсолютно новое.

- Каждый «Дакар» на алтарь драйва возлагает чьи-то жизни. Это неизбежно?

- Надеюсь, что нет, но на том же «Трансориенталь» в этом году погибли два гонщика. Как ни прискорбно, люди должны осознавать, что это все-таки рискованно и опасно.

- А каковы причины? Гибнут опытные гонщики, люди, которые уже не первый год в этом виде спорта.

- Ответ прост: экстремальные условия…

- То есть, трагедий избежать нельзя при таком темпе и размахе гонок?

- Ну как вы думаете, можно этого избежать? Вот вам пример. Едешь ты по степи в Казахстане со скоростью 130–150 км/ч, за машинами тянется шлейф пыли, нет видимости перед тобой на протяжении 500 метров. Ты кого-то догоняешь, но чтобы кого-то опередить, тебе нужно приблизиться на 150 метров. А шлейф пыли, как уже сказано, на 500 метров. Значит, что тебе нужно сделать? Ты должен уйти в сторону с дороги. И ты, скажем, попадаешь в яму, взлетаешь и летишь метров 30 и приземляешься сначала на левое колесо переднее, затем на правое заднее, начинаешь балансировать на грани фола. А если ты так делать не будешь, соответственно ты никого обогнать не сможешь. Почему погиб тот мотоциклист на «Трансориенталь»? Потому что он заблудился и попал под колеса экипажа Чагина. Чагин – заслуженный пилот, пилот от Бога, но он не увидел этого мотоциклиста в пыли. Это абсолютно не зависит от умения человека, просто ты или едешь или не едешь.

- То есть определенная доля везения здесь все-таки присутствует?

- Даже очень большая.

- В общем, игра с судьбой. И более приземленный вопрос. Вадим, относительно бюджета этого мероприятия (в командных масштабах), хотя бы ориентировочно какие-то цифры, по технике и организации, что бы было понятно, насколько это объемное в финансовом отношении мероприятие?

- В этом году немного меньше, кризис сыграл свою роль, все урезали бюджеты. Но могу сказать, что без полумиллиона долларов на таких соревнованиях делать нечего.

- По вашим ощущениям, это не единоразовая вылазка украинской команды на «Дакар»?

- Мы уже проехали много соревнований: это и кубок Европы в России и дакаровская серия в Румынии, и «Трансориенталь» (Питер-Пекин). Конечно, после южноамериканского «Дакара» будут еще соревнования такого же уровня.

- Хотелось бы услышать немного о ваших гонщицких регалиях…

- А я не гонщик.

- То есть, похвастать нечем?

- Я сел за руль спортивного автомобиля в октябре позапрошлого года. Идея проекта и состоит в том, что даже обычный человек может сделать такие сложные вещи, как «Дакар». Главное желание.

Текст: Вадим ЧИЖИКОВ

Теги: Вадим Нестерчук, Дакар, Интервью