АЛЕКСАНДР. ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ

08.04.2009 16:03

В феврале в английском городе Ипсвич открыли памятник выдающемуся спортсмену с невероятной судьбой. Его фамилия – Оболенский. Он – князь, ведущий родословную от Рюрика. Он – один из величайших британских регбистов. Он – героический военный летчик. Desporter выяснял историю жизни этого человека с помощью отзывчивых подданных Ее Величества Елизаветы II.

4 января 1936 года в обычный для Британии "вязкий" промозглый день на стадионе "Твикинхэм" творилось невиданное. Непобедимые "Киви", иначе известные как All Blacks, иначе известные как сборная Новой Зеландии по регби, ничего не могли поделать с хозяевами поля. "Киви" впервые в истории проигрывали англичанам. Стремительный фланговый игрок, голубоглазый светловолосый атлет, просто издевался над могучей обороной "Киви". Однажды он пролетел вдоль кромки поля с бешеной скоростью - никто не успел сообразить, что происходит. Есть попытка – есть три очка! Новозеландцы психуют, у них ничего не получается. Мяч снова у англичан, они передают его с рук на руки и вновь доставляют легконогому блондину. И тут происходит настоящее чудо. Блондин с правого фланга устремляется по диагонали в левый угол поля. Краем глаза он видит, как мелькают, словно в окне поезда, свои и чужие игроки. Лишь один успевает среагировать, пытается схватить блондина, свалить его на землю, спасти команду. Но тщетно – блондин врывается в зону и приземляет мяч. Еще одна попытка!

В тот день англичане выиграли со счетом 13:0. Morning Post писала: "В истории регби было немало быстрых бегунов, но мы никогда еще не видели игрока, у которого было бы такое потрясающее врожденное чувство, подсказывающее ему, куда надо бежать и как туда попасть". Этого игрока звали Александр Оболенский. Гражданином Великобритании он стал уже после матча. Говорят, перед игрой, узнав, что этот молодой человек не имеет паспорта, принц Уэльский спросил его: "По какому же праву вы защищаете наш флаг?" После матча принц уже не задавал лишних вопросов.


Единственный русский

Говорит Гарри Шеррард, главный "спикер" клуба "Лестер Тайгерс", за который выступал наш герой:

- Во времена Оболенского регби был любительским спортом, даже национального кубка не разыгрывали. Поэтому у него в личном досье – совсем мало достижений. За "Тайгерс" он провел 17 матчей, совершил 12 "попыток". Цифры вроде бы не такие уж убедительные. При этом он был игроком основного состава, и числится среди самых выдающихся представителей клуба за всю его историю. Это и поразительно – то, что сыграв так мало, он ставил такой след. До сих пор его прорыв в матче с All Black считается одним из лучших в истории британского регби.

- На сколько лет растянулись эти 17 матчей? - Впервые в составе нашего клуба он появился в декабре 1934 года, в последний раз – в январе 1939 года. Чуть больше четырех лет, получается…

- Другие русские звезды в составе "Тайгерс" были?
- Нет, Оболенский остается единственным нашим русским.

От себя добавим: "Лестер Тайгерс" - один из самых успешных британских клубов. Такой себе "Манчестер Юнайтед" в регби, если проводить общепонятные параллели. По крайней мере, на европейской клубной арене в последнее десятилетие проявляет себя очень ярко. Игрок с качествами Оболенского в наше время наверняка стал бы героем спортивных изданий и имел бы сказочные рекламные контракты. Обаятельный голубоглазый князь, свободно оперировавший шампанским и устрицами, был просто рожден для современных таблоидов!

Новая родина кавалергарда

Туманным январским днем 1919 года к английскому берегу пристал неприметный тральщик. С его борта сошла на твердую землю молодая семья: мужчина с характерной армейской выправкой, изящная женщина и группка детей, в том числе - двухлетний светловолосый мальчик. Багажа при себе они имели совсем немного, теплой одежды – почти никакой, деньгами и драгоценностями тоже не были обременены. Их ждала полнейшая неизвестность, новая во всех смыслах жизнь: новая страна, новый социальный статус…

В январе 1919 года семья кавалергарда Сергея Оболенского начала жизнь в эмиграции. Долго пребывать под сенью британского льва не собирались: кто мог тогда предположить, что большевизм – это на 70 лет? Ну, а когда стало ясно, что на островах придется задержаться, Оболенским пришлось вписываться в нелегкие и непривычные для них реалии. Как вспоминает внучка князя Сергея, Александра Халс, дедушке пришлось устраиваться разнорабочим на ферму. В семейном архиве сохранились фотографии, на которых Оболенский с каким-то соотечественником ухаживает за цыплятами. Настоящего русского офицера не сломить никакими житейскими обстоятельствами. Выдержав испытание сельским хозяйством, глава семьи нашел себе место инженера. Образование позволяло: Сергей Оболенский был выпускником математического факультета Петербургского университета.

В семье аристократов-эмигрантов любимым ребенком был Саша. А со временем он стал семейной легендой, сумев реализовать свои таланты даже в немногие отпущенные ему годы. И умер, как полагается сыну кавалергарда – защищая родину. Пусть и не ту, за которую готовили умирать самого кавалергарда…

Легенда города Ипсвич

Говорит Макс Стокер, "спикер" муниципалитета города Ипсвич:

- Мы чрезвычайно горды князем Оболенским. Наш мэр Джеймс Хейер – фанат регби, и когда мы поняли, каким великим человеком был Александр, Джеймс загорелся идеей увековечить его память. Он привлек к этому делу княгиню Александру Оболенскую, племянницу нашего героя, и в результате мы имеем прекрасную статую в самом центре города.

- Ипсвич – место, где погиб князь?
- Не совсем, его самолет потерпел крушение при посадке недалеко от Ипсвича. Похоронен он на городском кладбище. Здесь же, кстати, находится и могила его младшего брата Михаила, жизнь которого также была связана с Ипсвичем.

- Можно ли считать князя легендой Ипсвича?
- Вполне, причем Оболенский был не просто легендой регби, он – великий атлет и герой войны. Именно поэтому Джеймс так хотел воздвигнуть этот монумент и пригласил для этого одного из крупнейших европейских скульпторов Гарри Грея. Этот монумент отражает любовь к скорости, которая была присуща Александру, а также его российское происхождение. Это очень интересное скульптурное сооружение!

Кроличья нора

29 марта 1940 года. Аэродром на окраине Ипсвича. Легкий истребитель Hawker Hurricane заходит на посадку. Вдруг он натыкается на холмик – кроличья нора… Самолет швыряет вбок, он переворачивается и падает на обочину. Пилота выбрасывает из кабины - он погибает мгновенно. Его имя – Александр Оболенский, он - звезда регби, гражданин Великобритании, призванный на службу несколько месяцев назад. Он с энтузиазмом принялся осваивать азы пилотного дела. У него были все шансы стать асом – хотя бы потому, что в любом деле, которым он занимался, Александр достигал мастерства…

За несколько недель до трагедии к нему на армейскую квартиру приехал Вивиан Дженкинс – друг по Оксфордскому университету. На стандартный английский вопрос: "How do you do?" Оболенский ответил: "Ничего. Учусь делать посадку. Есть проблемы с приземлением". Конечно, Вивиан вспомнил эти слова, когда узнал, как погиб друг…

На открытии памятника Оболенскому в Ипсвиче присутствовали военные летчики. Их лица были торжественны, хотя наверняка они не понимали, зачем тут нужны. Александра Оболенского никак не назовешь великим пилотом, его гибель нельзя считать героической - погиб при исполнении долга. Так погибли многие. Но при этом Оболенский был человеком исключительным, а гибель таких – особая статья. Это военные понимали отлично. И стояли с торжественными лицами. В Ипсвиче открывали памятник человеку, который соединил в себе аристократическое происхождение, спортивный талант и воинское самопожертвование. Пилоты олицетворяли собой одно из этих начал. Они должны были присутствовать…

Скорость как жизнь

Гарри Грей, скульптор, автор памятника Александру Оболенскому в Ипсвиче, так объяснил концепцию своего творения: "Скорость была сутью князя Оболенского – на краю нападения сборной Англии или на борту истребителя Hurricane. Цель моей работы – передать это качество, определившее всю короткую жизнь князя".

Скульптура из камня и бронзы высится на углу площади имени Кромвеля. Пятиметровое сооружение. Князь с обнаженным торсом, с развевающимися на бегу волосами, с овальным мячом в руках. В очертаниях постамента, по заверениям Гарри Грея, угадываются линии истребителя, на котором летал Оболенский. Первый памятник русскому в Англии стоил 50 тысяч фунтов. Деньги собирали по подписке. 5 тысяч дал Роман Абрамович. Беглый российский олигарх спонсирует сооружение памятника русскому эмигранту – в этом, определенно, есть символика. Кто-то увидит здесь гримасу судьбы, кто-то – великий знак…

Текст: Евгений ЯСЕНОВ

Теги: Александр Оболенский, Журнал Desporter №4, Регби, История