ВТОРОЙ

12.09.2010 19:45

У лучшего украинского раллийного гонщика Александра Салюка - новый штурман. Вместе они уже успели стать чемпионами страны. В промежутках между победами Павел Черепин рассказывает Desporter о том, что колени деда - неплохая автомобильная школа, что второму пилоту гарантирована целая гамма острых ощущений и что классный штурман - как хорошая жена.


- Говорят, что штурман в раллийном экипаже - это глаза и уши пилота. Правда ли, что в идеальном экипаже пилот способен ехать, довольствуясь только лишь подсказками штурмана?

- Штурман - не столько «глаза и уши», сколько высокоэффективный навигатор. Действительно, в «прикатанном» экипаже пилот может ехать с закрытыми глазами, ориентируясь только на стенограмму. Но для этого нужно быть уверенным в своей стенограмме и на 110% доверять штурману.

- Официально штурман в экипаже именуется не иначе как второй пилот. Может ли штурман в случае чего, сесть за руль?

- Не просто может, а обязан это делать в случае необходимости. Более того, подобные случаи хотя и редки, но даже в моей непродолжительной пока раллийной карьере случались: в 2007 году в Ялте мне приходилось на некоторых спецучастках меняться местами с Геннадием Санченко в Evo IV.

- В раллийном мире считается, что у каждого штурмана - собственный почерк, своя манера успеха…

- Во-первых, существует несколько штурманских школ, каждая из которых предлагает свою классификацию поворотов. Во-вторых, даже если два экипажа пишут стенограмму по одной системе, разница все равно будет ощутимой. Ведь пилоты при ознакомлении с трассами по-разному подходят к оценке поворотов и расстояний. Все очень индивидуально…

- Хороший штурман как хорошая жена, должен создавать пилоту обстановку максимального комфорта, так?

- Ну, так уж - жена… В автоспорте существует масса незначительных на первый взгляд, но на самом деле очень важных вещей, о которых пилот вообще не должен думать. Вот далеко не полный перечень функций штурмана, которому выпала честь выступать в топ-экипаже: расчет времени своевременного въезда на пункт контроля; расчет необходимого количества топлива при дозаправке; неусыпный контроль над правильностью заполнения судьями времен прохождения спецучастков; «рука на пульсе» событий в штабе гонки (не вышел ли какой-нибудь очередной бюллетень с изменениями). На мне также внушительная организационная работа: в нашем экипаже я отвечаю за маршрут и обеспечение комфортной доставки до места проведения соревнований, составляю почасовое расписание пребывания на гонке. На стене в нашем с Салюком номере всегда есть лист, на котором можно увидеть, когда мы выезжаем на ознакомление, когда ужинаем, а когда нужно лечь спать. Кроме того, пилоты, особенно высокого уровня, люди эмоциональные - иногда и психоаналитиком нужно побыть. Где-то успокоить, где-то наоборот - подстегнуть…

- Штурманом рождаются или все-таки становятся?

- Судите сами. У меня все началось с первого собственного авто. Несмотря на то, что меня с детства привлекала техника, и уже в 4 года я вовсю рассекал по дачным грунтовкам на ВАЗ 2102, сидя на коленях у деда, по-настоящему свою машину удалось купить только в 2005-м. Я очень долго уговаривал известного украинского спортивного журналиста Владимира Шевченко продать мне его Subaru Impreza GT. Выбор был осознанным, 225 сил, полный привод и особая аура этого автомобиля, до сих пор для многих оставшегося лучшей моделью Subaru в истории. Кстати, именно благодаря этому авто и состоялось наше первое знакомство с Александром Салюком. После очередных тренировок на «Феофании» в моторе Subaru появились какие-то подозрительные звуки, и возникла необходимость в консультации. Порекомендовали обратиться к Салюку. Через полтора месяца Саша уже устанавливал в машину новый, собственноручно собранный двигатель. Все это время я активно путался под ногами и задавал массу глупых вопросов, пытаясь вникнуть в происходящее, а также наблюдал за параллельным процессом подготовки к соревнованиям спортивных авто, присутствовал при «разборе полетов», анализе ошибок после гонок. Именно в этот момент меня укусил «жучок автоспорта».

- Лучшая украинская раллийная гонка для вас - это…

- Конечно же, Prime Yalta Rally стоит особняком. Именно там, в 2007-м я проехал первую в жизни профессиональную гонку. Очень обидно, что технические проблемы помешали выполнить задачу-максимум в сентябре 2010-го. К счастью, очков в общем зачете хватило, чтобы Александр Салюк в четвертый раз стал абсолютным чемпионом Украины по ралли. Но, конечно, свои изюминки есть у каждого этапа чемпионата. С нетерпением жду возможности реабилитироваться в Херсоне за обидный сход в начале сезона. Очень интересно будет в первый раз проехать Черновцы, перевал Шурдын. Мариуполь - наша первая победа в экипаже с Салюком. Киевская гонка была неимоверно тяжелой физически, это был настоящий вызов. Не без приключений проехали Львов. Одним словом, вспомнить в этом сезоне есть что. Но после стартов в Прибалтике, конечно, к внутренним соревнованиям начинаешь относиться более критично, понимая, что настоящее ралли все-таки не у нас.

- У людей большого спорта есть кумиры…

- А у меня вот нет. Есть люди, чей профессиональный уровень и отношение к делу помогает самому расти и совершенствоваться. В первую очередь, это мой тренер Евгений Леонов. Безумно рад за него - в сезоне 2010 он стал абсолютным чемпионом Украины по ралли среди вторых пилотов. Счастлив, что жизнь свела меня с этим человеком.

- Не обидно, что второй пилот или штурман в час славы остается в тени первого пилота?

- Никогда об этом не задумывался. Вот кто точно незаслуженно остается в тени - это вся наша команда Mentos Ascania Racing, десятки людей, стоящие за успехами экипажей Салюк/Черепин и Горбань/Леонов. Без слаженной работы механиков, инженеров и менеджеров у нас просто не было бы возможности ехать по-настоящему быстро.

- В ходе сентябрьского Prime Yalta Rally 2010 поговаривали о вашей травме. Все было так серьезно?

- Ничего серьезного, отголоски футбольного прошлого: начало «клинить» спину, пришлось сделать обезболивающий укол. В Ялте было несколько таких эпизодов, в одном из них мы поскользнулись на гравийной отсыпке, но очень вовремя на выходе из поворота оказался внушительный валун, который и вернул нас на траекторию. А вообще, опасных моментов хватает в каждой гонке. Если на них концентрироваться, на следующий этап уже можно не выезжать.

Текст: Вадим ЧИЖИКОВ

Теги: Александр Салюк, Павел Черепин, Yalta Rally, Интервью, Журнал Desporter №11