НА ПАМЯТЬ ОТ ПЕЛЕ

18.01.2010 22:00

"Вот тебе, на память" - как часто мы говорим эти слова, вручая какой-то подарок, и не придаем им особого значения. Между тем, сами подарки, если подойти к этому вопросу творчески, могут хранить память. Об этом Desporter говорит с Александром Крыловым, человеком, благодаря которому слово "меморабилия" мало-помалу становится не таким уж загадочным.

Автограф Пеле

- В начале десятилетия я работал бизнес-менеджером Станислава Медведенко. Мне доводилось общаться с различными звездами, игравшими в "Лос-Анджелес Лейкерз". Понятно, что многие друзья просили у меня автографы Коби Брайанта, Шакила О`Нила… Потом однажды посмотрел, сколько стоят эти автографы в специализированном магазине. Выяснилось, что росчерки Коби Брайанта - от тысячи до трех тысяч долларов. Я понял: то, чем я занимаюсь, стоит больших денег. Потихоньку начал собирать свою коллекцию. В связи с тем, что я был связан с НБА, у меня все началось со спортивной коллекции, а затем расширил рамки.

- Это получилось случайно или был какой-то четкий план?
- Я живу в Голливуде и у меня много знакомых на разных киностудиях. Кроме того, много людей, с которыми дружу, представляют различных артистов. Будучи в спортивной тусовке, я посещал матчи "Лейкерз", на которые ходит масса знаменитостей. Там познакомился с Джеком Николсоном, Энди Гарсиа, Сильвестром Сталлоне… Таким образом начал собирать коллекцию так называемых меморабилий.

- Чем определяется ценность экспоната?
- Все зависит от того, кто расписался и на чем. Простой пример. Если Майкл Джордан оставил автограф на фабричной майке, купленной в магазине, это - одна цена. Если же он снял майку после игры и на ней расписался, это в десять раз дороже. То же самое касается и других экспонатов. Если это реквизиты фильма и на них расписался кто-то из знаменитостей, то цена взлетает вдвое-втрое.

- Как в любом коллекционировании, здесь наверняка есть риск нарваться на подделку. Как избежать этого?
- Самое главное - иметь личный доступ к вещам и автографам. В Америке подделки подобного рода караются тюремным заключением, но мошенников это все равно не пугает. Я занимаюсь коллекционированием уже десять лет, и научился различать, где подделка, а где подлинник.

- Поделитесь опытом?
- У меня это происходит следующим образом. Если я провожу автограф-сессию, скажем, с Коби Брайнтом, то тут же ставлю на изделии голограмму. Таким образом я гарантирую подлинность автографа. Точно так же, если вам подарят автограф, подкрепленный голограммой компании, которая известна тем, что проводит автограф-сессии, то у вас есть гарантия аутентичности.

- А если голограммы нет?
- Есть несколько компаний, которые занимаются аутентификацией автографов по специальной методике. Они не дают 100-процентную гарантию, но, по крайней мере, фильтруют большое количество подделок. Особенно сейчас распространены штампы, которые ставят на фотографии. Под микроскопом сразу видно, что это штамп. Еще один вид подделки основан на использовании устройств, которые копируют фотографии. На первый взгляд от оригинала не отличишь, но под микроскопом видно, что это машинный автограф.

Виталий Кличко

- Много ли коллекционеров в Украине?
- Мне трудно ответить на этот вопрос. Я привез часть своей коллекции в Киев четыре года назад. Сейчас у меня есть клиенты, которые пополняют свои коллекции, но их единицы. Если и существует какой-то рынок, то он не отрегулирован. Сами спортсмены не привыкли к такому вниманию. Сейчас, к примеру, моя компания ведет переговоры с братьями Кличко, мы сделали предложение футбольным клубам "Динамо" (Киев) и "Шахтер" о проведении автограф-сессий. Думаю, они положительно ответят на наше предложение. Регулярно делаем автограф-сессии с Александром Волковым, автографы которого вызывают интерес на благотворительных аукционах как в Украине, так и в США.

- С кем вы проводили автограф-сессии?
- Из последних - с Nazareth и Deep Purple. У меня хорошие связи с Пеле. С ним у нас есть контракт, согласно которому он может оставлять индивидуальные пожелания со своим автографом. Согласитесь, приятно получить такой подарок на день рождения. Единственное, что такой заказ нужно делать за полгода, так как он проводит автограф сессию раз в 4-5 месяцев в Лондоне.

- Ваши экспонаты со временем дорожают? Другими словами - можно ли воспринимать такое коллекционирование как инвестицию в будущее?
- Конечно, таким образом средства не инвестируются. Другое дело, что если человек покупает для души, а потом оставляет коллекцию своим детям, то на каком-то этапе стоимость будет расти. Как, к примеру, растет сейчас стоимость автографов Мохаммеда Али, который в последнее время практически перестал расписываться. Одним словом, по прошествии времени такие вещи меньше стоить точно не будут.

- Есть у вас экспонаты, которые вы никогда ни за какие деньги не продадите?
- Безусловно. Скажем, кроссовок, в котором играл Коби Брайант и на котором потом расписался. Или персональная надпись от самого знаменитого баскетбольного тренера Фила Джексона. Также вещи, которые дарили мне лично с соответствующей надписью ребята, с которыми я занимался в Лос-Анджелесе бразильским джиу-джитсу, некоторые из них стали чемпионами в UFC (Ultimate Fighting Championship, турнир по единоборствам смешанного типа - ред.). Их я стараюсь не продавать. Исключения составляют двойные или тройные экспонаты, которые выставляю на благотворительных аукционах. Да и вообще я рассматриваю это не как бизнес как таковой, а как благотворительную часть моего бизнеса.

- Раз уж заговорили об аукционах, расскажите немного о них.
- Я провел на Украине самостоятельно два аукциона и участвовал в десятке благотворительных акций совместно с другими. Все они проходили в Киеве. Хотелось бы организовать и провести такое мероприятие в Донецке. Участвуя в этих аукционах, пытаюсь сделать так, чтобы человек мог вернуться домой и принести с собой не просто символический подарок, а нечто доставляющее ему удовольствие. Сейчас мы совместно с галереей Татьяны Мироновой готовим так называемый Grand Auction, который будет проводиться совместно с аукционным домом Кристи. Пройдет он следующей осенью. Почему так не скоро? Считаю аукционы серьезным событием, к которым нужно тщательно готовиться. Здесь нельзя сделать все за три дня. По крайней мере, я так не работаю.

Александр Крылов

Интервью Сергей СЕМАШКО

Теги: Александр Крылов, Пеле, Футбол, Журнал Desporter №7