КАКОЙ ПОЛЬСКИЙ НЕ ЛЮБИТ БЫСТРОЙ ЕЗДЫ?

07.02.2009 17:40

Роберт Кубица стал лучшим гонщиком прошлого года по версии журнала Autosport. Лучшим не в Польше – во всем мире. В Польше Кубица «номер один» не просто в автогонках – во всем спорте. По результатам национальных опросов прошлого года, он опередил нескольких олимпийских чемпионов Пекина. 4-е место в чемпионате «Формулы-1» для Польши значит больше, чем несколько олимпийских медалей, сложенных кучкой. Между прочим, для журнала Autosport признание лучшим гонщика без наград и заслуг – тоже прецедент. Причем Кубица опередил не только коллег по «Ф-1»: в рейтинге учитывались гонщики всех классов, от раллистов до «кольцевиков». Для человека из Восточной Европы, для славянина это – прецедент в кубе. Что это за чудо такое – Роберт Кубица?


1. Ему очень повезло с родителями, или Папа купил автомобиль

Нет, в самом деле – если бы не мама с папой, Роберт мог бы никогда не стать гонщиком, несмотря на всю свою природную тягу к этому делу. Как важно иметь родителей, которые не «строят» ребенка почем зря, не трясутся над ним попусту, а чувствуют его по-настоящему! Когда 4-летний Роберт увидел в витрине магазина маленький багги и пристал к маме с просьбой купить его, мама Анна, поупиравшись для вида, доставила сыну это удовольствие. Папа Артур стал первым тренером, расставлял пластиковые бутылки для разметки трассы. Потом папа купил ему карт – и Роберт вышел на старт реальных соревнований. Семья жила в Кракове…

2. Он чертовски целеустремлен, или Упорному поляку 150 километров – не крюк

Минимальный возраст участников в состязания по карту в Польше - 10 лет. Кубица не подходит по возрасту, но отец и сын продолжают ездить на ближайшую карт-трассу раз, а то и два раза в неделю. И это - несмотря на расстояние в 150 километров. Достигнув 10–летнего возраста, Роберт стал принимать участие в Polish Kart Championship, где за три года выиграл 6 титулов в двух разных категориях.

3. Он умеет поставить все на карту, или Один, совсем один

Дома дальше расти было некуда. Дальше надо было выходить на европейский уровень. В Италии был самый престижный картинг-чемпионат, и Роберт отправляется на Апеннины – сам, без родных и связей. «Я хотел бы сказать, что не скучал по семье, но это не так. Просто я всегда понимал, что в жизни нельзя получить все и сразу. Мои родители не имели возможности переехать в Италию, чтобы жить там вместе со мной, но я это расценивал как компромисс. Я занимался тем, что мне по-настоящему нравилось, и старался не задумываться о том, чего мне это стоит», - вспоминает Кубица.

4. Он умеет терпеть, или Болт с титановой резьбой

Следующим после картинга этапом карьеры стала «Формула Рено - 2000», потом – «Формула-3». Обычный путь талантливого юнца с пламенным мотором вместо сердца. Перед дебютной гонкой в «Ф-3» Кубица попал в тяжелую дорожную аварию. Руку ему свинтили по частям титановыми болтами, поляк стал немножко похож на Терминатора. Казалось, дебют откладывается. Но не тут-то было! Он вышел на старт – и выиграл гонку! 18 титановых болтов не помешали ему продемонстрировать высший класс пилотирования. А может, даже каким-то таинственным образом помогли.

5. Он умеет ценить неудачи, или Пролетая над Канадой

Путь Кубицы в «Формуле-1» не был усеян розами. Внимание к себе он привлек сразу, однако уже в первом сезоне чуть было не погиб – на «Гран-при Канады» его болид вылетел с трассы, несколько раз перевернувшись. Наблюдать за этим было жутко: голова гонщика бесконтрольно колотилась о кокпит, казалось, что в машине – уже безжизненное тело. «Вылетев с трассы, я отпустил руль и прижал руки к груди. Скорее всего, после первого удара я потерял сознание, потому что больше ничего не помню. 10 лет назад в такой аварии я бы погиб», - вспоминал он потом. Отошел он быстро, но в том сезоне неудачи продолжали его преследовать время от времени. «Неудачи - это часть жизни, они могут сделать вас сильнее – нужно учиться и на победах, и на поражениях. В тот год, который я считаю для себя самым полезным, я не смог добиться поставленной цели, но стал гораздо сильнее. Конечно, приятно, когда все идет гладко, но жизнь переменчива, рано или поздно вы вновь сталкиваетесь с трудностями. Важно верно их воспринять и стать сильнее», - рассуждает Роберт.

6. Он способен отказаться от пиццы. И от пищи

Перед вторым сезоном в «Формуле-1» оказалось, что Роберт должен сбросить немножко «живого веса», иначе инженеры не смогут добиться оптимального распределения нагрузки по всему автомобилю. Худеть тощему, как палка, Кубице было уже вроде некуда. Но ведь он высокий – 184 сантиметра, и потому даже при своей худобе оказался тяжелее, чем следовало. Кубица отказывается от своих любимых пиццы и пасты, а также исключает из своего расписания ужин. В результате, «подсыхает» до 73 килограммов. В нынешнем сезоне, однако, даже это может оказаться перебором: машины стали тяжелее из-за систем рекуперации кинетической энергии (KERS). «Поживем – увидим. Мне кажется, что большой рост и вес становятся еще более существенными недостатками, чем раньше. Но тут я ничего не могу изменить», - с сожалением говорит Роберт, надеясь только на то, что в самое ближайшее время медицина найдет способ уменьшения роста человека, и он сможет решить проблему таким образом.

7. Он не любит светскую жизнь, или Главная причина не любить Хэмилтона

Кубица не любит выставлять себя на всеобщее обозрение, ненавидит светские приемы и тусовки, где надо «торговать лицом» (возможно, потому, что внешне он – не Ален Делон?). Он отдает предпочтение «дому, хорошей еде и быстрым гоночным машинам». «Тусовщиков» недолюбливает, поэтому очень прохладно отзывается о Льюисе Хэмилтоне - этот, напротив, никогда не преминет посетить место, куда слетаются знаменитости. «У нас похожие карьеры, и мы до сих пор уважаем друг друга. Но у меня складывается впечатление, что мы пришли в «Формулу-1» с разными установками, и это привело к небольшой потере контакта между нами. И еще он не умеет играть в покер», - говорит Кубица почти серьезно.

8. Он умеет расслабиться. Или не умеет?

Фанатам своего дела типа Айртона Сенны в жизни не требовалось ничего, кроме гонок. Кубица – не их таких. Отдых для него – не продолжение трассы, а радикальная смена обстановки. Он любит боулинг, бильярд и покер, поэтому главный его друг в «Формуле» - Фернандо Алонсо, заядлый картежник. «Моя работа – это рев мотора. А в покере и боулинге тихо. Бросая шары, я могу выключить мозг, расслабиться, поэтому зимой я принял участие в нескольких турнирах. У меня есть друзья, которые играют на хорошем европейском уровне, мне нравится бороться с ними», - говорит он. Впрочем, с Кубицей не так все однозначно. Когда его спрашивают, какие три вещи он взял бы с собой на необитаемый остров, Роберт отвечает: машину, покрышки и топливо. Тот еще отдых…

9. Он склонен к самоанализу, или Три ключевых параметра

На вопрос о том, как он сам бы описал себя в трех словах, Кубица ответил: «Решительный. Спокойный. Соблюдающий дистанцию».

10. Он хочет стать чемпионом. И, по идее, должен сделать это в 2009 году

Он – лучший гонщик прошлого сезона. Это обязывает выиграть чемпионат нынешнего. Морально он к этому готов, но допускает варианты: «На старте сезона любой заявит, что хочет выиграть чемпионат. Но победитель бывает только один. Поставить перед собой цель выиграть – легко, а вот осуществить ее - трудно, учитывая, что рядом с тобой гоняются сильные соперники». Впрочем, серьезные эксперты убеждены: Кубица будет чемпионом. Так считает, например, гуру автоспорта – британский телекомментатор Мартин Уокер.

Текст: Юрий БОЛГАРОВ. Шарж: Александр БОЛОТОВ

Теги: Роберт Кубица, Формула-1, Журнал Desporter №3