АЛЕКС ФЕРГЮСОН. ОВСЯНКА, СЭР!

19.01.2010 16:21

Начавшийся год может оказаться последним в беспрецедентной тренерской карьере Алекса Фергюсона - поговаривают об этом все чаще, да и контракт заканчивается. Desporter на прощание внимательно смотрит в лицо человеку, прошедшему путь от подмастерья до аристократа.

Алекс Фергюсон

Он был послушным сыном, или Механик-недоучка

Футбольные эксперты 60-х обращали внимание на необычайную работоспособность футболиста Фергюсона. Не обладая большим природным талантом, Алекс брал свое трудолюбием, временами - нечеловеческим. Откуда это у него? Оказывается, все дело в отце. Но не в том смысле, в каком вы могли подумать. Просто папа Фергюсона, желая обеспечить сыну твердую почву под ногами, настаивал на получении профессии. И как можно раньше. В Глазго, родном городе Алекса, проще это было сделать на верфи. Пацан пять лет работал подмастерьем, потом год - механиком. Впечатлился настолько, что решил: сделаю что угодно, только не вернусь на верфь! Пацан сказал - пацан сделал…

Он рано узнал себе цену, или Мешок с фунтами

Принято думать, что Фергюсон был довольно посредственным футболистом. Действительно, он не провел ни единой игры за сборную Шотландии, его карьера в великом "Рейнджерс" ограничивается всего двумя годами - и больше известных команд в его карьере игрока не наблюдается. Но интересно, что в этот самый "Рейнджерс" он перешел за рекордную для тогдашнего шотландского футбола сумму - 65 тысяч фунтов стерлингов. Трудно представить, что шотландцы, известные своей прижимистостью, платили ни за что: в сезоне 1966/67 Алекс Фергюсон стал лучшим бомбардиром лиги (31 гол).

Впрочем, все-таки стать великим игроком Фергюсону не судилось: в 1969 году, в финале Кубка, "Рейнджерс" был бит "Селтиком" 0:4. Большего кошмара фаны его команды и представить себе не могли. Унизительный счет, да еще и в игре с главным врагом… Поиски виновного быстро привели к молодому Ферги, совершившему в финале одну из многочисленных ошибок команды. Началась самая настоящая травля, и Ферги предпочел уйти. Несомненно, это помогло ему в будущем переносить нападки более спокойно и не реагировать на них в традиционном для шотландцев эмоциональном стиле.

Он находится под влиянием жены, или Железная леди

Кстати, есть версия, что Фергюсону пришлось покинуть "Рейнджерс" из-за жены: она - католичка, а команда пользуется поддержкой протестантской общины Глазго. В этом городе религиозные различия - очень серьезный вопрос: в них - корни вражды "Рейнджерс" и "Селтика". Впрочем, Фергюсон отрицает конфессиональный аспект своего ухода - мол, в клубе прекрасно знали о вере жены, когда покупали его. Но вообще, на решения Фергюсона его лучшая половина влияет довольно сильно. В 1971 году, когда поступило предложение из "Ноттингем Форест", жена сказала свое категорическое "нет". Да, "Ноттингем" в те годы считался еще мелким клубом из захолустья, но это была Англия - для продолжения карьеры куда лучше, чем "Фалкирк". Но жена сказала - и пришлось идти в "Фалкирк".

Как ни удивительно, они до сих пор вместе. И жена по-прежнему держит руку на пульсе. Недавно заставила мужа пропустить две товарищеские встречи "Манчестер Юнайтед", потому что семья как раз запланировала переезд. Железная женщина!

Он работал за 40 фунтов в неделю, или Секрет неуспеха

Начало тренерской карьеры Алекса Фергюсона получилось очень оригинальным. Ему самому было всего 32 года. Его команда "Ист Стирлингшир" безнадежно болталась во втором шотландском дивизионе. За эту каторгу он получал 40 фунтов в неделю. В команде на момент его прихода не было ни одного вратаря. И проработал Алекс здесь всего 117 дней, быстро поняв, что ловить нечего (да и проблемы с денежной ведомостью образовались). Это была единственная команда в его тренерской карьере, с которой он не добился успеха. "Сент-Миррен" он вывел в высшую шотландскую лигу. "Абердин" сделал лидером национального футбола, обладателем Кубка кубков и Суперкубка. "Манчестер Юнайтед"… Ну, это отдельная история.

Он понимает, что такое - быть кумиром, или В компании героев

С "Абердином" Фергюсон впервые почувствовал себя великим. Он совершил настоящее чудо: в чемпионате, где играют все, а побеждает "Селтик" или "Рейнджерс", сделал "Абердин" самым успешным клубом начала 80-х. При Фергюсоне эта команда, перебивавшаяся с хлеба (чемпионство 1955 года) на квас (вылеты в низший дивизион), ни разу не опускалась ниже третьего места, и трижды становилась чемпионом. После европейского триумфа 1984 года Фергюсону присвоили титул "защитник города Абердин". Речь шла не о позиции на футбольном поле - о защите в более высоком, историческом смысле. Среди людей, зачисленных в эту когорту, был, например, Уильям Уоллес, шотландский национальный герой, сыгранный Мэлом Гибсоном в фильме "Отважное сердце".

Что до Фергюсона, то по натуре он как раз не защитник. И на поле, и в жизни он - атакующий человек. Придя в "Абердин", обнаружил команду, которую назвал "черепахой" - при малейшем давлении противника она пряталась в оборонительный панцирь. "Мы должны прессинговать соперника далеко от своей штрафной", - сказал Фергюсон. И "Абердин" стал забивать, как заведенный!

Он умеет закручивать гайки, или Пьянству - бой!

В принципе, Фергюсон многое позволяет своим игрокам. Играть в карты. Возить с собой жен и подруг. Даже пить спиртное - в такой стране, как Британия, считается, что глоток доброго виски еще никому не повредил. Но когда надо, он закручивает гайки. И делает это так, что летят головы. Или в головы летят бутсы. Случай, когда в раздевалке "Манчестер Юнайтед" Ферги метнул обувь в лицо Дэвиду Бекхэму, раздосадованный его чрезмерным вниманием к жене Виктории, обошел все мировые СМИ. Но все это цветочки по сравнению с тем, что пришлось ему сделать в 1986-м, в первые месяцы пребывания в "Манчестер Юнайтед". Не закладывал за воротник здесь только тот, кто спал. Поняв, что полумерами не обойтись, тренер после двух лет воспитательных мероприятий выгнал главных алкоголиков - Нормана Уайтсайда и Пола Макграта (мулат Макграт позже признал, что тренер поступил совершенно правильно: "Матчей десять за карьеру я провел что называется в хлам. А те, в которых я играл подшофе, и не сосчитать"). Кроме того, Фергюсон ввел строгое расписание, диету и дресс-код. И команда из сборища более или менее талантливых футболистов стала превращаться в единое целое.

Пьет ли сам Фергюсон? Во всяком случае, никогда не позиционировал себя в качестве трезвенника. Но пьяным в хлам, как Макграта, его видели только однажды - в ночь после выигрыша "Абердином" Кубка кубков в мае 1984-го. Тогда, по словам героя нашей истории, он очнулся в своем доме вместе с братом и обнаружил, что с ними праздновали два обычных болельщика. "Кто они такие и как оказались у меня, я понятия не имел. Думаю, тогда они сами не сказали бы, кто они и откуда", - смеется Фергюсон.

Вообще, тот Кубок оказался насквозь проспиртован. Еще перед началом финального матча с "Реалом" он вручил тренеру соперника, легендарному Альфредо ди Стефано бутыль отменного скотча. Этот хитрый финт он провернул по совету культового шотландского тренера Джока Стина, посоветовавшего: "Дай ему почувствовать себя главным, намекни, что "Абердин" счастлив просто оказаться в финале вместе с легендарной командой. А на поле вы расставите всех по своим местам". Так и вышло. Подобный фокус Ферги провернул и в 1990-м, в финале все того же Кубка кубков, куда его "Манчестер Юнайтед" вышел, чтобы сразиться с "Барселоной". "Флакон" скотча, подаренный тренеру соперников Йохану Кройффу - и трофей вновь у хитрого шотландца!

Он не чужд бескорыстия, или Великий миссионер

Но вернемся к меркантильному вопросу. Отношение сэра Алекса к деньгам - предмет неоднозначный. Как всякий шотландец, он знает счет денежке и на склоне лет может похвастать неплохим состояньицем, позволяющим покупать дорогих скаковых лошадей. С другой стороны, когда он переходил в "Манчестер Юнайтед" в 1986 году, то согласился даже на снижение заработка. Клуб со славным именем переживал не лучшие дни, средняя посещаемость "Олд Траффорда" упала до 40 тысяч зрителей. И семья была против переезда в эту чертову Англию. Но на сей раз Алекс проявил некоторую непоколебимость. "Для меня М.Ю. - это не просто новая работа. Это миссия", - сказал он. И даже не подозревал, насколько эта миссия затянется.

Он умеет жертвовать своими, или Бедный Джимми

В первые сезоны работы в Манчестере дела у Фергюсона не шли. Необходимого результата не наблюдалось, фаны начали сильно нервничать, на трибунах появились оскорбительные для тренера баннеры, посылавшие Ферги куда подальше - то есть, в родную Шотландию. Нужны были победы. Кровь из носа. Любой ценой. И вот "Манчестер Юнайтед" выходит в финал Кубка Англии. И в первом матче не может победить "Кристал Пэлас". 3:3. Предстоит переигровка. И Фергюсон принимает решение - убрать из состава вратаря Джима Лейтона. Того самого Лейтона, с которым он прошел огонь и воду в "Абердине" и который перебрался с тренером в М.Ю. В ворота стал Лес Сили, и сыграл блестяще. На этом для Лейтона все кончилось - по крайней мере, в Англии. "Знаю, что фактически сломал Джиму карьеру. Но черт возьми, мне нужно было спасать свою шкуру!" - оправдывался Фергюсон. Что же, каждый выживает в одиночку.

Он контролирует все, или Зоркий Сокол

Рой Кин, проведший под руководством Фергюсона лучшие сезоны, говорит: "Он всегда диктует свою волю, и он всегда был голодным до успеха". Сейчас, конечно, уже не то, что было в начале карьеры, когда тренер лично контролировал все и "нагибал" каждого. Сейчас тренировочный процесс передоверен помощникам. Но все, что происходит в клубе, так или иначе находится в поле зрения сэра Алекса. От него не ускользает никакая существенная мелочь. Понятно, что за глаза его зовут Соколом. "Всем заправляю я: академией, резервами, покупкой игроков. В Европе все по-другому: утром тренер принимает команду, но я не уверен, что он остается тренером после обеда", - иронизирует Фергюсон.

Он знает свое место под солнцем, или Сэр милостью Божьей

Мы сказали "сэр Алекс", и это не было ошибкой или иносказанием. Но когда сын докера успел стать аристократом? Это случилось в 1999 году, когда "Манчестер Юнайтед" под его руководством совершил нечто немыслимое для английского клуба: в течение сезона выиграл чемпионат Англии, национальный кубок и Лигу чемпионов. Орден Британской империи он принимал из рук королевы Елизаветы II. Все формальности были соблюдены. В аристократическую тусовку новоиспеченный сэр влиться не пытался, но в высшем свете свое место таки застолбил. Например, он является одним из самых уважаемых членов лучшего шотландского клуба в Лондоне - Caledonian. Настолько уважаемым, что, когда в клуб решил вступить Шон Коннери, рекомендацию он попросил именно у босса "Манчестер Юнайтед".

Впрочем, иногда в сэре Алексе можно увидеть самого настоящего пролетария из Глазго. Это происходит, когда, например, его особенно "достают" журналисты. Тогда он извлекает из глубин памяти весь тот лексикон, который перешел к нему по наследству от дедушки и папы, и без обиняков сообщает несчастному собеседнику все, что думает по поводу его, собеседника, родных и близких.

Он похож на Кобзона, или Уходя - возвращайся

К началу века казалось, что сэр Алекс Фергюсон достиг уже всего, о чем может мечтать футбольный тренер. И в 2002 году он объявил об уходе на пенсию. Но разве так легко уйдешь? Подобно Иосифу Кобзону, много лет назад объявившему об окончании артистической карьеры (и даже устроившему по этому поводу тур "Я песне все отдал сполна"), но так и не оставившему сцену - подобно ему Фергюсон продолжает тренировать. Почему? Потому что в том сезоне, когда он совсем уже решил сосредоточиться на опрыскивании абрикосов, "Манчестер Юнайтед" выступил неважно. "Пролетел" мимо всех трофеев. На такой ноте сэр Алекс уйти не мог. И он остался. Но почему-то не на год, не на два - на целых восемь лет.

Он не зацикливается на футболе, или Хорошее отношение к лошадям

Мы уже упоминали о том, что Фергюсон обожает коней. Но не всяких, а самых лучших. Он страстно увлекается скачками и покупает лошадей, чтобы выставить их в престижных забегах. Самая громкая его покупка - скакун по кличке Скала Гибралтара. За него Фергюсон отвалил 120 тысяч фунтов стерлингов, заметив при этом, что "он бегает лучше, чем Бекхэм или Верон, а стоит гораздо дешевле". Скала оправдал ожидания хозяина: в 2003 году этого безумно красивого жеребца признали лошадью года и лучшим среди трехлеток. В общем, на своей работе Фергюсон не зацикливается: "Я ставлю для себя цели и помимо футбольных. У меня появились новые интересы: вино, французский. А еще я пробую играть на фортепьяно". Все логично. Сыну рабочего надо долго вкалывать, как лошади, чтобы в старости купить скакуна, который стоит как трехкомнатная квартира на Позняках.

Он очень простой, или Теннессийский вальс

Сэр Алекс не любит сложносочиненных предложений, не цитирует Сартра и не делает многозначительное лицо по всякому поводу. Хотя, кстати, имеет премию Ассоциации футбольных писателей Англии за 1996 год (за книгу "Тренер своей жизни"). Но вообще, он очень прост. И этим, как кажется ему самому, похож на Мухаммеда Али. "Вы не слышали - Али называет себя гениальным пианистом. А его друзья говорят, что он умеет играть лишь одну песенку "Теннессийский вальс". И это как раз та единственная песенка, которую умею играть я!" - говорит Ферги с хитрым видом, столь присущим шотландцам.

И он очень мудрый, или Цена человека

Эрик Кантона, ставший тем последним элементом, который завершил формирование непобедимого "Манчестер Юнайтед" 90-х годов, считает Фергюсона прекрасным человеком и замечательным тренером. По Кантоне, одно другое предопределяет. Если тренер плохо разбирается в людях, не умеет ценить каждого, а умеет наладить контакт только с теми, кто ему удобен - грош цена такому тренеру. Фергюсон - очень мудрый, никогда не устает разговаривать с людьми, которыми руководит, и для каждого находит нужные слова. Он знает цену человеческим отношениям. "С троими из своих лучших друзей я познакомился еще в яслях, и мы дружим вот уже шестьдесят лет", - говорит Фергюсон. Вам еще непонятно, что это за человек?

Текст: Юрий БОЛГАРОВ. Шарж: Александр БОЛОТОВ

Теги: Алекс Фергюсон, Манчестер Юнайтед, Футбол, Журнал Desporter №7