НЕБЕСНЫЙ КАПИТАН

07.04.2009 16:48

Мировая серия воздушных гонок Red Bull Air Race похожа на цирк – но это цирк, в котором есть рекорды и чемпионы. Один из самых экстремальных видов спорта – не из самых доступных, его корифеи – небожители во всех смыслах слова. На вопросы Desporter отвечает венгерский пилот Петер Бешеный (такая фамилия). Он придумал Air Race в самом начале нового тысячелетия.

1. Почему родоначальником этого вида спорта стала Венгрия? Здесь что – особые традиции пилотирования?
Я не могу сказать, что родоначальником Red Bull Air Race стала Венгрия. Когда мне пришла в голову идея соединить воздушные гонки и авиаакробатику, в Венгрии авиаспорт практически отсутствовал, впрочем, как и сейчас. Тогда мои идеи поддержала компания Red Bull и помогла воплотить их в жизнь.

2. Что дороже – самолет из вашей серии или болид "Формулы-1"?
В соревнованиях Red Bull Air Race используются три модели самолетов – Edge 540, MX2 и Extra 300SR. Их стоимость – 300-400 тысяч долларов. Насколько мне известно, болид "Формулы-1" стоит около 10 миллионов долларов. И обслуживание болида дороже. Хотя и самолет, и болид, как видите, удовольствие не из дешевых.

3. Ваш идеал пилота?
У меня нет идеалов и кумиров. Я считаю, что каждый человек уникален. И копируя кого-то, ты просто убиваешь себя как индивидуальность.

4. Каких наших пилотов вы знаете, за что вы их уважаете? Это гражданские летчики вроде Чкалова или военные герои вроде Покрышкина и Кожедуба?
Я очень хорошо знаком с русским пилотом Red Bull Air Race Сергеем Рахманиным. Его я уважаю за профессионализм и стремление быть лучшим. Кстати, по моим наблюдениям, славянам присуще желание совершенствовать себя в профессиональной деятельности. Эта черта мне очень нравится в людях.


5. Пилоты – это особенные люди. С ними жить – это что? Честь? Счастье? Наказание?
Моя жена говорит, что счастье.

6. В футуристической литературе спорт, если и описывается, то обязательно какой-то технологичный. В представлении фантастов, спорт будущего – это противоборство не людей, а тандемов "человек+машина". Согласны ли вы с тем, что в будущем спорт будет обязательно технологическим, и человек будет играть в нем подчиненную роль?
Человек - самое умное существо на планете. Я категорически не согласен с тем, что он будет играть в спорте роль подчиненного. Тогда и смысл спорта как такового пропадет. А гонки Red Bull Air Race уже, на мой взгляд, одни из самых технологичных соревнований наряду с королевскими гонками. Не зря же их сейчас называют "Формулой-1" в воздухе.

7. Писали, что финал прошлогоднего чемпионата в Барселоне смотрели живьем полтора миллиона человек. Не преувеличение ли это?
Нет, не преувеличение. Секрет успеха наших гонок - в зрелищности. Право принимать участие в соревнованиях имеют только лучшие из лучших. Для этого пилотов выбирают по весьма жестким стандартам и специальная комиссия выдает разрешение выходить на старт. И здесь каждый хочет превзойти конкурентов. Кроме того, гонки Red Bull Air Race можно устроить в любом уголке мира. Для них не нужны ни специальные трассы, ни дорогостоящие специальные конструкции. Для некоторых людей, это - зрелище, для некоторых - чудо, а для кого-то - наглядное доказательство, скажем, эволюции знаний и умений человека в авиации.

8. Не смущают ли вас шутки, что, мол, самолеты ваших чемпионатов, за которыми тянется шлейф яркого дыма, напоминают подбитые истребители?
Да нет, не смущает, тем более, что я впервые слышу о таких ассоциациях. В некоторых авиашоу используют даже разноцветный дым для зрелищности, для картинки.

9. Чего вы хотите от придуманного вами вида спорта в перспективе? Чтобы он завоевал весь мир, как сейчас футбол?
Во-первых, гонки в воздухе придумал не я, этому виду спорта в этом году исполняется 100 лет! Я был автором идеи и разработчиком правил Red Bull Air Race. По поводу футбола, вы знаете, это совсем разные виды спорта. Футбол доступен всем, а занятие авиагонками как минимум требует немалого стартового капитала. И, наверное, это все-таки разные виды зрелищности, футбол понятен всем, а гонки - нет. Могу сказать, что в футболе важен талант и тренировки, а в воздушных гонках - преданность и полное посвящение себя небу.

10. Считаете ли вы воздушные гонки самым рисковым видом спорта?
Я недавно читал рейтинги самых рисковых видов спорта. На первом оказался бейсджампинг. Соответственно не могу говорить, что воздушные гонки – самый рисковый вид спорта. А впрочем, назвать его нерисковым тоже не повернется язык.

11. Часто говорят, что в ваших соревнованиях используются самые последние достижения в разработке моторов. Находят ли они применение в дальнейшем для обычной авиации?
Да, это правда. От исправности самолета, его характеристик во многом зависят и результаты выступления пилота. Именно поэтому самые новые технология сначала испытываются нами. А уже потом, если они хорошо себя показывают в спорте, обычная авиация, безусловно, подхватывает их (если, конечно, финансы позволяют).

12. Какая трасса нынешнего чемпионата Air Race наиболее зрелищна, привлекательна для публики?
На каждом из этапов трасса разная. И если говорить о зрелищности гонок, то могу с уверенностью сказать, что здесь все зависит от состава пилотов. А поскольку он не меняется на протяжении всей серии, то есть года, рейтинг зрелищности составить сложно. Но самая большая интрига, безусловно, на последнем этапе, где определяется чемпион сезона. И, конечно, мы, пилоты, все видим сверху, поэтому о зрелищности лучше спросить у зрителей…

13. Опишите, что чувствует человек, пролетая вверх ногами под будапештским мостом (такой трюк как-то провернул Петер – ред.).
Во время полета пилот должен быть сконцентрирован и собран. Он должен понимать, что при малейшей потере концентрации внимания он может совершить роковую ошибку. Поэтому, я за профессионализм и максимальную концентрацию во время полета, а чувства, эмоции потом…

14. Почему человек столь радикальной профессии, как вы, выбирает такое скучное, малоподвижное хобби, как рыбалка?
Ну, кроме рыбалки, я увлекаюсь еще и автогонками, прыжками с парашюта. Думаю, это вам скучным не покажется.

15. Что заставляет вас вновь и вновь выходить на старт, несмотря на возраст?
Хотя за моими плечами уже 30-летний стаж пилотирования, моя энергия не позволяет мне так просто распрощаться с авиаспортом. Говорят, человек не может выжить без воды больше 7 дней, а я, наверное, без неба и своего самолета.

Теги: Red Bull Air Race, Авиаспорт, Журнал Desporter №4, Интервью