ЛИТЕРАТУРНЫЙ БАСКЕТБОЛ

07.02.2009 17:12

Победа баскетбольной сборной Советского Союза на Олимпиаде-88 наверняка войдет не только в спортивные, но и литературные хрестоматии. Один из игроков той великой команды Игорс Миглиниекс, ныне – тренер БК «Донецк», дает характеристику всем своим товарищам и тренеру и при посредстве Desporter подбирает им соответствующего литературного героя.


Римас Куртинайтис

Римас прямолинеен и открыт, но при этом требователен и к себе и к другим. Характерец у него еще тот, бескомпромиссный, взрывной. На площадке у него всегда был прямо таки «волчий» настрой, мог наброситься и «разорвать» соперника, а в жизни наоборот – веселый добродушный парень.
д'Артаньян
«…повторяю еще раз: прошу простить меня, но только за это. Не начнем ли мы?» С этими словами молодой гасконец смело выхватил шпагу. Кровь ударила ему в голову. В эту минуту он готов был обнажить шпагу против всех мушкетеров королевства, как обнажил ее сейчас против Атоса, Портоса и Арамиса».
(«Три мушкетера», Александр Дюма)

Арвидас Сабонис
Очень одаренный человек, причем не только физически, но и умственно. Большие люди обычно наивны, но это явно не про Арвидаса, с его-то спортивной хитростью, я бы даже сказал – проницательностью. Хотя он немного ленив, но на площадке Сабас компенсировал это своим талантом. Талантищем.
Пьер Безухов
«…при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх. Хотя, действительно, Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной».
(«Война и мир», Лев Толстой)

Вальдемарас Хомичюс
Как по мне, одна из самых неординарных личностей. Иногда он мог ошибиться, зато в его силах было вытащить уже, казалось, абсолютно безнадежную игру. Был просто неудержим. Вот пример: вывернул голеностоп, нога опухла, но он режет кроссовок, обувается и бежит играть! Такого остановить невозможно. Только убить.
Берсерк
«Мужи Одина шли в бой без кольчуг, и были они дики подобно волкам. Они кусали свои щиты и были сильны, как медведи или быки. Они убивали врагов, когда их самих не брал ни огонь, ни меч; это была ярость свирепых воинов».
(«Сага об Инглингах», Снорри Стурлусон)

Александр Волков
Волчок по характеру – лидер. Он честен и справедлив и еще немного наивен. На кого же он похож из книжек?.. Вот как Жеглов держит за горло бандитский мир, так Саша держал соперников. Хотя, с другой стороны, его можно было разыграть… как Шерлок Холмс – Ватсона!
Глеб Жеглов
«В этот момент с шумом растворилась дверь, и в кабинет влетел парень – смуглый, волосы до синевы черные, глаза веселые и злые, а плечи в пиджаке не помещаются. Мельком взглянул, засмеялся – как пригоршню рафинада рассыпал: - Ты Шарапов? Здорово! Жеглов моя фамилия...»
(«Эра милосердия», братья Вайнеры)

Тийт Сокк
Очень добрый и очень честный человек. Тихий такой, спокойный, даже замкнутый. На него можно было во всем положиться в самую трудную минуту. Когда нужна помощь, Тийт выйдет и сделает все, что нужно, и даже больше. Как на площадке, так и вообще в жизни. А потом снова уйдет в тень.
Робинзон Крузо
«Что значило в сравнении с этим мое одиночество? Об избавлении от него я больше не молился, я даже не думал о нем: таким пустяком стало оно мне казаться …человеку, постигшему истину, избавление от греха приносит больше счастья, чем избавление от страданий».
(«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», Даниэль Дефо)

Валерий Тихоненко
Фамилия не соответствует действительности. Валера скорее – «Буйный». Но это не значит, что он хулиганистый, как некоторые другие, кто мог зажечь, как говорится, на грани фола. Тихий, если так можно сказать, правильный заводила. Душа компании.
Павел Корчагин «Дикая ярость охватила Павла. Полоснув тупым концом сабли измученного, с окровавленными удилами Гнедка, помчал в самую гущу схватки. - Руби гадов! Руби их! Бей польскую шляхту! Летунова убили! – И сослепу, не видя жертвы, рубанул фигуру в зеленом мундире».
(«Как закалялась сталь», Николай Островский)

Сергей Тараканов
Справедливый. Уравновешенный. С такой житейской мудростью. Физически не самый сильный, зато очень сильный ментально и духовно. Будет до конца отстаивать свое мнение, если считает, что оно единственно правильное.
Эраст Фандорин
«Нельзя проглотить оскорбление, нанесенное господином Грином, который посмел использовать для своей дерзкой акции маску статского советника Фандорина. Это два. И три. Да-да, три: задетое самолюбие. Еще посмотрим, ваше питерское сиятельство, кто чего стоит и на что способен».
(«Статский советник», Борис Акунин)

Александр Белостенный
Настоящий воин. Былинный. Очень сильный не только физически, но и психологически. Соперника мог задавить одним взглядом. Если это не помогает, мог первым дать в рожу. Если говорить об игре, то при своем росте был еще и отлично технически оснащен.
Илья Муромец «Ах ты, гой еси, Илья Муромец, сын Иванович!
Уйми ты Соловья-разбойника!
Садился Илья на добра коня:
Ехал Илья в раздельице, чисто-поле,
Срубил Соловью буйну голову».
(Былина, народный фольклор)

Шарунас Марчюленис
Мало кто из нас понимал, что значил Шарунас для нашей команды, и какой огромный объем скрытой невидимой работы он проделывал. Я сам это как следует осознал уже потом, по прошествии некоторого времени. Незаменимый трудяга».
Макс Штирлиц
«Мюллер снова посмотрел на часы – теперь он сделал это не таясь. «А профессионал он первоклассный, – отметил Мюллер. – Он понимает все не через слово, а через жест и настрой. Молодец. Если он работает против нас, я не берусь определить ущерб, нанесенный им рейху».
(«Семнадцать мгновений весны», Юлиан Семенов)

Виктор Панкрашкин и Валерий Гоборов
Два друга, две трагические судьбы… На сборах они жили в одной комнате, Панкрашкин очень помогал Гоборову, опекал его. Вообще они оба очень похожие, духовно тонкие натуры. Оба поняли жизнь. Оба рано ушли… Сначала Валера, потом Витя… «Меня Валерка уже заждался…» – сказал незадолго до смерти Витя.
Алеша Карамазов и Гамлет
«Жертва жизнью есть, может быть, самая легчайшая изо всех жертв во множестве случаев. …Для служения той же правде и тому же подвигу, который излюбил и который предложил себе совершить, – такая жертва сплошь да рядом для многих не по силам».
(«Братья Карамазовы», Ф. М. Достоевский)

Игорс Миглиниекс
«Мигель? О, это такой человечище! – это уже берет слово врач ЦСКА и сборной СССР Василий Авраменко, так как сам Игорс не стал описывать самого себя. – Вот вам реальная история-иллюстрация. Перед отъездом на Олимпиаду в Сеул Гомельский заставил команду голосовать, причем открыто (!), чтобы определить одного лишнего: Миглиниекса или Валтерса? И ребята оставили Игоря».
Товарищ
«Ленц распахнул дверцу такси.
– Осторожно! – предупредил он. Машина была завалена розами. Два огромных букета белых и красных бутонов лежали на заднем сидении. Я сразу увидел, что они из церковного сада. – Последние, – самодовольно заявил Ленц».
(«Три товарища», Эрих Мария Ремарк).

Александр Яковлевич Гомельский
Он наш Папа.
Фауст
«В начале было Слово». С первых строк
Загадка. Так ли понял я намек?
Ведь я так высоко не ставлю слова,
Чтоб думать, что оно всему основа.
«В начале мысль была».
(«Фауст», Гете)

Текст: Михаил ИОРДАНСКИЙ, группа авторов с X по XXI века

Теги: Римас Куртинайтис, Арвидас Сабонис, Вальдемарас Хомичус, Александр Волков, Тийт Сокк, Валерий Тихоненко, Сергей Тараканов, Александр Белостенный, Шарунас Марчюленис, Виктор Панкрашкин, Валерий Гоборов, Игорс Миглиниекс, Александр Гомельский, Сборная СССР (баскетбол), Олимпийские игры-1988, История, Журнал Desporter №3