МЫ - С РАЛЛИ

06.09.2008 18:26

12-14 сентября Desporter провел в сказочном Крыму. В эти дни здесь громыхало Prime Yalta Rally-2008. Детище Евгения Червоненко в четвертый раз собрало лучших украинских гонщиков и гостей из всякого зарубежья в рамках этапа чемпионата Европы по ралли.


«Вы с ралли?» - таким несколько двусмысленными вопросом встретила нас Ялта в лице пятидесятилетнего мужичка, бойко предлагавшего приют и кров приезжим на автовокзале. Мы знали: приют и кров нам обеспечен организаторами соревнований, и это позволяло нам сказать: да, мы таки – с ралли!

Сезон становится длиннее

В эти три дня Ялта разделилась на три части. Часть народа прибыла в связи с гонкой и была занята только ею, в редкие свободные минуты, умудряясь окунуться в волны Черного моря (температура воды колебалась между 25 и 20 градусами – господин Червоненко знал, в какой сезон устраивать свое шоу!). Для вторых ралли стало приятным развлечением – это были отдыхающие и часть аборигенов, ищущих приключений и балдеющих от запаха высокооктановых выхлопов. Третья группа, обычные ялтинцы, относились к ралли, как вообще относятся к курортникам – с характерной смесью недовольства и практического интереса.

Ралли оживило умирающий курортный сезон. Ялтинцы получили возможность еще немного получить с отдыхающих. Не любя приезжих, называя их презрительно «здыхами», местные жители, тем не менее, именно за счет курортников живут во время межсезонной спячки. «Зимой у нас делать нечего!», - грустно сказал нам таксист Михаил, и, узнав, что мы приехали для освещения гонки, тут же завел специальный разговор о форсированных моторах и раллийных моделях. Он и был похож на постаревшего, побитого жизнью раллийного волка. Такие в Ялте тоже водятся.

А молодых людей, каждый из трех вечеров клубившихся на площади Ленина, привлекали халявные концерты от устроителей ралли. В первый вечер гвоздем программы был Ляпис-Трубецкой, во второй – группа Morandi, в третий – полулегендарный и уже, казалось, отошедший в небытие Ottawan. Эстрадными звездами летнюю Ялту не удивишь, но такую качественную халяву просто так на набережной не сыграют…

Ой, «Калина», «Калина»…

Особенность Yalta Rally во все годы – отличная, бархатная погода. На этот раз было иначе. Обещали шторм, бурю, ливень и прочие семь бед египетских. К счастью, все обошлось «малой кровью». Дождь, правда, шел ежедневно, но он как-то деликатно обходил и саму гонку, и все публичные мероприятия.

Хотя враждебные вихри все-таки иногда «доставали». Когда мы караулили во второй день гонки на Байдарском перевале (тут трасса извивалась, как змея, и можно было ожидать динамичных кадров), ветер, казалось, унесет вниз, в долину, все наше походное барахло вместе с верной Tavria Nova, на которой мы следовали по маршруту. Между прочим, нам казалось это правильным и символичным – то, что мы обозреваем украинскую трассу на украинской машине. Нашей гонке – наши бренды, пусть даже они пишутся латиницей! По этому поводу у нас возникла даже дискуссия с группой бахчисарайских болельщиков, которые с раннего утра проникли на территорию ралли и там ожидали начала заездов, согреваясь старинным славянским способом. Паша, молодой парень с внешностью Омара Арфуша, с апломбом знатока говорил о своей любви к «Субарикам» и отрицал наличие достойной уважения автотехники от производителя СНГ. Мы старались ему втолковать, что пренебрежение своими достижениями грозит полной потерей корней и общенациональной дебилизацией. Сошлись на том, что Lada Kalina - замечательная машина.

Нам очень хотелось, чтобы выиграла Lada Kalina. Но победитель, Сергей Протасов, ехал на Mitsubishi Lancer Evolution…

Ралли везде

С каждым годом ялтинское ралли привлекает все больше внимания. На отдельных виражах люди собирались в довольно многочисленные группы и рассиживались на склонах, как на трибунах. Терпеливо ожидали, когда послышатся характерные рявкающие звуки и из-за поворота вылетит очередной герой автострады. При этом надо учесть, что раллийная гонка – это не «Формула-1», тут нет прямой борьбы между гонщиками. Просто с определенными интервалами появляются разноцветные машины и, молнией проскочив пару виражей, скрываются из глаз. Все происходит очень быстро, а ожидать приходится подолгу. Но люди, сидевшие на склонах, прекрасно понимали интригу: замеряли время, комментировали неудачное выступление прошлогоднего чемпиона Александра Селюка. Один небритый женоненавистник, увидев, как не совсем технично прошла поворот Инесса Тушканова на Subaru Impreza, вскрикнул:

- Ну, что она, как чай везет!

И добавил еще пару фраз на тему о недопустимости женщин в таком суровом виде спорта. В очищенном виде его слова можно передать так: «Быстрая езда – мужское дело».

Следы ралли в Ялте обнаруживались где угодно. Вот в магазинчик возле автовокзала забегает гонщик-белорус в сером гоночном комбинезоне и становится в очередь за сигаретами. Вот, рассекая редеющую курортную толпу, проносится группа парней на роликовых коньках с флагами Prime. Вот две дамы бальзаковского возраста, глядя на наши бейджики с надписью «Медиа», живо интересуются, когда запланирован фейерверк.

Фейерверк был дважды – в первый день и после официального закрытия. Второй - просто потрясающий: даже моряки со стоявшего в порту крейсера «Славутич», побросав вахты, сгрудились на носу и, раскрыв рты, наблюдали за этим небесным карнавалом. В общем, зрелищная программа Prime Yalta Rally удалась на все сто процентов.

«Заводите моторы, джентльмены!»

А соревновательная? Тут для понимающих людей тоже было чем насладиться. Победу экипажа Юрий Протасов – Александр Горбик называли заслуженной. Протасов, человек совершенно не звездный в поведении, на победной пресс-конференции скромно говорил, что удовлетворен победой и посвящает ее недавно родившемуся сыну (которому пока даже имени не подобрали). То, что «червоненковский» экипаж Александр Салюк – Адриан Афтаназив не вошел в тройку и на этот раз довольствовался только званием самых быстрых гонщиков, сочли проявлением высшей справедливости («Протасов больше заслуживал победы») и полной объективности («Червоненко не тянул за уши своих»).

Сам Червоненко выступал много и говорил вещи, в общем, похожие. Благодарил Бога за то, что худшие погодные прогнозы не сбылись. Вспоминал хорошими словами свою семью и президента Украины. Надеялся, что эксперты Международной автомобильной федерации дадут ралли высокую оценку, что позволит включить его на следующий год в программу чемпионата мира. Оценка, по словам Червоненко, дана самая благоприятная. Посмотрим, что решит федерация…

Может быть, если не в следующем году, то через пару-тройку лет мы получим в Крыму гонку, на которую съедутся легенды не только прошлых лет – вроде Ари Ватанена, неоднократного победителя ралли «Париж - Дакар» и депутата Европарламента (он в Ялте – третий раз подряд). Может быть, по трассам волшебного полуострова проедут действующие раллийные звезды масштаба Себастьена Лоэба или Микко Хирвонена.


Лет 20 назад советская читающая публика впервые познакомилась с романом Василия Аксенова «Остров Крым». В вымышленном, оторванном от континента субтропическом раю каждый год проводили «Ралли Антика», на которое съезжались лучшие гонщики мира. Тогда воплощение этой мечты казалось менее реальным, чем полет на Марс. Сейчас мечта приблизилась вплотную.

На открытии ралли Евгений Червоненко произнес знаменитую фразу, с которой стартуют гонки в Индианаполисе: «Заводите моторы, джентльмены!» Уж он-то верит, что со временем у нас будет, как в Индианаполисе…

Текст: Вадим ЧИЖИКОВ, Евгений ЯСЕНОВ

Теги: Евгений Червоненко, Yalta Rally, Журнал Desporter №1, Репортаж