ГОНКА С ВИДОМ НА ЗАПАД

10.05.2010 10:48

В начале мая Desporter был в Ялте, на мировом чемпионате по водно-моторным гонкам в высшей лиге этого спорта - Р1, классы Supersport и Evolution. Мы посмотрели на это событие невиданного для Украины уровня, приближающего нас к западным высшим стандартам, с позиций романа Василия Аксенова «Остров Крым» - знаменитой фантазии на тему «лучшего будущего» солнечного полуострова.


Еще пять лет назад об Украине в высшем водно-моторном свете никто и не заикался. Так, наверное, было бы и до сих пор, не возьмись за дело заинтересованный человек. Его зовут Виктор Шемчук, он - народный депутат Украины и фанат водных гонок. За эти пять лет он заручился поддержкой инвесторов, сформировал отечественную команду Ukrainian Spirit и вместе с пилотом экстра-класса, мальтийцем Аароном Кьянтаром привел болид «Чайка» к победе в классе Supersport. Получив статус чемпиона мира, Шемчук смог убедить организаторов соревнований сделать следующий шаг: привести гонки высшего уровня в Украину, подарить Ялте зрелище, которого она еще никогда не видела и которое считается настоящим европейским шиком.

Вот уже несколько лет, как площадь лейтенанта Бейли-Лэнда на набережной Ялты превратилась в огромное, знаменитое на весь мир кафе. На всем пространстве от фешенебельной старой гостиницы «Ореанда» до стеклянных откосов ультрасовременного «Ялта-Хилтон» стояли белые чугунные столики под парусиновыми ярчайшими зонтиками. Пять гигантских платанов бросали вечно трепещущие тени на цветной кафель, по которому шустро носились молодые официанты, шаркала полуголая космополитическая толпа и, пританцовывая, прогуливались от столиков до моря и обратно сногсшибательные ялтинские девушки.
(В. Аксенов, «Остров Крым»)

Авторитет Шемчука в мире Р1 теперь незыблем. Было забавно видеть, как убеленные сединами итальянские асы водных гонок, запинаясь на русских созвучиях, уважительно называют его «Виктор Викторович». У Шемчука - прекрасные отношения с президентом Международной федерации водно-моторного спорта Жан-Мари ван Лакером. На церемонии официального открытия они обнимались, как родные братья.

В Ялте Жан-Мари понравилось решительно все.

- Это место можно поднять до очень высокого уровня в плане туризма, и не только. Мне оно напоминает Сан-Тропе, и оно должно стать таким же европейским курортным центром! У вас есть очень хорошие бульвары, на них - отличные магазинчики, повсюду ходят красивые люди. Есть даже места, где можно неплохо выпить. Цены достаточно низкие, люди счастливы. И что очень важно - еда хорошая! Все о'кей! - разговаривая, господин президент экспрессивно размахивает руками, подчеркивая свой восторг.

К нему присоединяется главный судья соревнований Луис Кальварио:

- Такие мероприятия являются очень важными для развития туризма в стране. И это лучший способ для страны заявить о себе во всем мире.

Однажды какой-то морячок рассказывал историю о том, как у них на тральщике вышел из строя двигатель, и они, пока чинились, всю ночь болтались в виду огней Ялты и даже видели в бинокль надпись русскими буквами «дрынк кока-кола». Буквы-то были русские, но Ялта от берегов русского смысла была даже дальше, чем Лондон, куда уже начали ездить, не говоря о Париже, откуда уже приезжал Ив Монтан.
(В. Аксенов, «Остров Крым»)

Для проведения гонок руководство ялтинского порта пошло на беспрецедентные меры: полностью прекратило движение в акватории. По заверениям начальника порта Егора Иванова, экономического ущерба это не причинило: грузовые суда принимались в массандровском терминале, и вообще, Ялта намерена в перспективе свернуть грузовую и грузопассажирскую деятельность. «Ялта - это, в первую очередь, Крым, и тут должна быть прежде всего курортная зона. Мы движемся в сторону развития яхтенного и пассажирского флота, но никак не грузового», - сообщил Иванов, и его белоснежная офицерская форма служила лучшей иллюстрацией такой красивой перспективы. Чистая, веселая Ялта, наполненная туристами в начале мая, когда сюда каждый год будут приезжать любители водных гонок - такую картину видят перед собой все, кто приложил свою руку к первым гонкам Yalta Grand-Prix of the Sea.

- Обычно мы никогда не приходим в какой-то город для проведения этапа чемпионата только на год. Минимум - на три года, - рассказывает Жан-Мари ван Лакер. - Единственной причиной, по которой мы можем отказаться от проекта после первой проведенной гонки - ее плохая организация. Но с Ялтой - совсем не тот случай. Ко мне уже обращались организаторы следующего этапа на Мальте, и они говорили, что очень трудно будет провести ее лучше, чем в Ялте. Конечно, принимать наши гонки стоит каких-то денег. Но они способны и привлечь инвесторов. Ряд крупных компаний уже заинтересованы в инвестициях в Украину благодаря этой гонке, мне это точно известно.

- Ялта - это фантастика! Я не помню, чтобы где-то за гонками наблюдали столько зрителей! - восхищался Джанкарло Каньяно, ветеран-механик итальянской команды OSG Racing Team, победителя ялтинского этапа в классе Evolution.

Ее поразила рассветная Ялта. Выйдя из гостиницы, она увидела, что за столиками открытого кафе на маленькой площади сидят и разговаривают разноплеменные люди, под пальмой девица в остром колпачке еле слышно играет на флейте, а на веранде «Клуба Белого Бонна» кружатся несколько костюмированных под прошлое пар. Мекка всемирного анархизма, сумасбродства, греха, шалая и беспутная Ялта!
(В. Аксенов, «Остров Крым»)

Гонки водных болидов - зрелище малопривлекательное для неподготовленного зрителя. Круг за кругом на большой скорости мимо тебя проносится разноцветная лодочная кавалькада… Если не знаешь нюансов, можно и заскучать. Но ялтинская публика оказалась очень понятливой. Уже на второй день в густой толпе, собравшейся на набережной, люди с морскими биноклями и без них солидно обсуждали перипетии соревнования, свободно ориентируясь в командах и следя за тем, кто кого обогнал и как там наши.

9 мая, в День Победы, на набережной Ялты было не протолкнуться от пестрой толпы. По словам мэра Сергея Брайко, такого количество приезжих в эти ранние для курортного сезона дни он не припомнит. Конечно, свою роль сыграл юбилей Победы - ради удовольствия отметить его в южном раю народ съезжался со всей Украины. Но, по ощущениям Брайко, гонка тоже сыграла свою роль в привлечении публики. И мэр очень надеется, что в будущем на Yalta Grand-Prix of the Sea будут приезжать так же специально, как в Монте-Карло или Барселону - на этапы «Формулы-1».

Чем может стать ялтинское водно-моторное чудо через несколько лет? Об этом можно только догадываться. Но уже сейчас понятно: это будет событие, далеко выходящее за рамки «чистого спорта». И в смысле денег, и в смысле совсем других сфер. Сразу две культурные акции уже в этом году пристыковалось к гонкам высшего уровня: на набережной художники-любители рисовали фантазии на темы, связанные с соревнованиями, а руководитель одной местной галереи почти договорился с организаторами о покупке «боевой» лодки, которую хочет художественно оформить. Ялта - это особое место, здесь творческим духом моментально пропитывается все, даже спорт высоких технологий!

Считалось, что Симферополь с его нагромождением ультрасовременной архитектуры, стильная Феодосия, небоскребы международных компаний Севастополя, сногсшибательные виллы Евпатории и Гурзуфа, минареты и бани Бахчисарая, американизированные Джанкой и Керчь - менее опасны для идейной стойкости советского человека, чем вечно пританцовывающая, бессонная, стоязычная Ялта, пристанище киношной и литературной шпаны со всего мира.
(В. Аксенов, «Остров Крым»)

Украина в прошлом году удивила всех, выиграв чемпионат мира в классе Supersport. В этом году команда Ukrainian Spirit делает следующий шаг: выставляет два болида, в обоих классах. Виктор Шемчук с Аароном Кьянтаром теперь гоняются в Evolution (более мощный и престижный класс, от Supersport он визуально отличается наличием закрытого кокпита). Опыт здесь приходится нарабатывать почти заново. К сожалению, в Ялте на глазах своей аудитории оба украинских экипажа подвели моторы. Особенно драматичной была неудача Ukrainian Spirit в «легком классе» Supersport: там «движок» Ilmor отказал уже в финишной стадии воскресных гонок. По словам Виктора Шемчука, с этим еще предстоит разобраться - и возможно, придется менять поставщика моторов…

Но почему-то нет сомнений, что Ukrainian Spirit сделает правильные выводы из ошибок и покажет свой чемпионский класс, который в прошлом году изумил весь водно-моторный мир и привел этап чемпионата мира в майскую Ялту. Привел, чтобы утвердить здесь мировой класс всерьез - и, как обещает Жан-Мари ван Лакер, надолго!

Текст: Евгений ЯСЕНОВ

Теги: Виктор Шемчук, Yalta Grand Prix of the Sea, Журнал Desporter №9, Экстрим