ПОТОМУ, ЧТО МЫ - ПИЛОТЫ!

10.05.2010 17:41

Desporter под руководством одного из лучших украинских инструкторов по парапланеризму Олега Большакова осваивает новую для себя стихию, совершая самостоятельный полет.


Аппарат

Считается, что параплан - самый безопасный из летательных аппаратов тяжелее воздуха. Прежде всего - из-за своей низкой скорости. Большинство устройств для полета используют развиваемую ими скорость за счет двигателей, чтобы оторваться от земли и держаться в воздухе. Параплан задуман по-другому. Его способ длительно удерживаться в воздухе и набирать высоту - использование потоков самого воздуха. Средняя скорость полета параплана - 36 километра в час. А мировой рекорд скорости относительно воздуха в этом спорте – более 70 километров в час. Все равно не очень впечатляет. В принципе, параплан очень похож на парашют, но…

Внимательно осматриваем наш учебный аппарат, на котором после инструктажа нам предстоит совершить первые в жизни полеты. Парашют, да не тот! Параплан сшит из двух слоев специальной укрепленной синтетической материи. Когда пространство между ними заполняет воздух, это становится похожим на крыло самолета: внутри, между слоями, устроены переборки, делающие параплан гибким управляемым устройством и позволяющие ему развивать горизонтальную скорость. От крыла идет несколько рядов строп, соединяемых с «подвеской» - своего рода креслом, в котором пилот сидит, как король на именинах. Даже если он такой неопытный пилот, как мы…

Инструктор

Впрочем, в руках специалиста даже сырой материал может как-то заработать. Олег Большаков - один из первых украинских парапланеристов. Начинал он еще в конце 80-х, когда об этом заморском диве в стране мало кто слышал. Учился без инструкторов: до всего пришлось доходить самому, по описаниям и инструкциям. Хорошо еще, что Олег имел солидное техническое образование, и в законы механики и аэродинамики ему вникать приходилось недолго.

За прошедшие годы Большаков превратился в одного из корифеев парапланеризма в Украине. У него - своя школа, множество учеников и недавно внедренный способ старта при помощи активной лебедки. Этот способ позволяет начинать полет там, где нет и намека на горку (при классическом парапланерном старте нужна основательная возвышенность). Не вдаваясь в технические детали, скажем, что «активный лебедочный комплекс» состоит из подъемного устройства с барабаном, на который намотан трос длиной с километр - он соединяет устройство с пилотом. После старта трос отматывается к исходной позиции. В усовершенствованном варианте есть еще дополнительная лебедка, единственная задача которой - принудительно возвращать трос на место старта. Это позволяет сократить время между стартами и участить запуски. Дебют этого устройства на территории Украины состоялся этой весной - Олег Большаков применил его на одном из своих «пристрелянных» мест в Донецкой области. Замечательная штучка, по отзывам пилотов!

Подготовка

Но мы стартовали традиционным образом. Эту возвышенность на самом востоке Украины, у границы с Россией, называют «Ясеневой горкой», что позволило одному из участников полетов считать ее практически своей личной. На ее южном склоне расположились мы с Олегом. Предварительная подготовка, включавшая в себя и теорию, и немножко практики на тренажере, позади. Просто так человека в воздух уважающий себя инструктор не выпустит. Стандартный курс подготовки у Олега Большакова занимает 10 дней. Для нас он согласился ужать процесс во времени. Но это вышло нам боком: курс получился настолько концентрированным и насыщенным, что с нас семь потов сошло, прежде чем мы смогли как-то постичь науку управления парапланом. За это время несколько раз успеваешь почувствовать себя полным ничтожеством. Но терпишь, понимая, ради чего все это.

Мы - на старте. Перед нами - склон, и дальше - воздух. С первой попытки «запуститься» не удается. Не удается и со второй. Но вот - удача! - и ветер благоприятный, и параплан наполнен, как следует, и разогнались, как надо. Толчок - и полет!

Ощущения

Вадим, летный опыт - 16 прыжков с парашютом:

- Несмотря на всю схожесть парашютов с парапланами, точно могу сказать: последние дарят совершенно иные ощущения. Казалось бы, купол да купол! Но купол, прошедший доработку и сочетающий в себе принципы аэродинамики, физики и механики - это уже полноценный летательный аппарат. Деликатный старт с земли, восходящий поток - и с высоты птичьего полета можно любоваться грешной землей часами. С парашютом это нереально. Но спор о том, что лучше - совершенно бессмысленная затея. Ведь никто не рискнет судить, кто «круче» Чайковский или Бах, хотя оба сочиняли на базе тех же семи нот. Лично мне параплан подарил ощущение полета - пусть и недолгого, в сочетании с достаточной уверенностью в безопасности. Есть масса тонкостей в процессе подготовки к старту и в управлении. Но все это с лихвой окупается, когда оказываешься там, где властвуют птицы, и куда открывается дорога далеко не каждому. Боюсь говорить о том, что после первого полета стал фанатом парапланеризма, но до состояния фанатизма остался один шаг...

Евгений, летный опыт - 0:

- Когда абсолютный новичок представляет себе полет на параплане, то думает, что главная проблема - как не грохнуться с высоты птичьего полета. На самом деле, сложность номер один - оторваться от земли. Инструктаж обеспечивает новичку всю гамму негативных ощущений. Они усугубляются, когда стоишь на склоне горы и никак не можешь «поймать ветер», чтобы отправиться в свой первый полет. А тут еще инструктор подстегивает тебя своими замечаниями. И в тот момент, когда тебе уже ничего не хочется, приходит удобный ветер, инструктор не своим голосом кричит: «Пошел!», ты бежишь - и отрываешься от склона. Едва не завалив параплан в пике (что вообще-то трудно сделать), усаживаешься в «подвеске» и… Понимаешь, что тебе невыразимо легко! Так легко, как никогда в жизни не бывало. Управлять парапланом в полете проще, чем пожарить яичницу. Летишь, наслаждаясь жизнью и собой. Мягкая посадка на весеннее поле… И это все? Конечно, нет. Вряд ли какой-нибудь нормальный человек способен ограничиться одним полетом. Небо так просто не отпускает тех, кто прикоснулся к нему.

Будущее

По мнению Олега Большакова, с каждым годом все больше становится людей, «заболевающих» парапланеризмом. Ничего удивительного: это - самый легкий и самый дешевый путь в небо. Новый аппарат обойдется в тысячу с небольшим евро, подвесная система - еще пару сотен. Обучиться, как мы поняли на своем примере, сможет даже самый «деревянный» персонаж. И все - ты пилот!

Возможно, через 100 лет полет для человека станет таким же привычным занятием, как сейчас - езда на велосипеде. Олег уверен: так и будет!

Текст: Вадим ЧИЖИКОВ, Евгений ЯСЕНОВ

Теги: Олег Большаков, Экстрим, Журнал Desporter №9