БОБЫЛЕВ-СПОРТ

10.09.2009 20:34

В Днепропетровске Александра Бобылева знает каждый. Знает как видного милиционера, в недалеком прошлом - начальника областного УВД. Как мотогонщик он в родном городе известен гораздо меньше. Между тем, Александр Фадеевич - один из лучших украинских спортсменов в своем классе. О мотогонках он может рассказывать бесконечно, в чем и пришлось удостовериться корреспонденту Desporter.

Благородное безумие

Говорят, что гонщики - ненормальные люди. Это чистейшая правда. Мы живем скоростью, для нас мотоцикл - это товарищ, с которым интереснее, чем с некоторыми людьми. Поэтому мотогонщики так стремятся в общество себе подобных - здесь все понимают друг друга с полуслова, здесь твоя радость всем ясна, как и твои проблемы. Мы - фанаты своего дела, можем часами рассказывать о тонкостях, которые постороннему покажутся непонятными и неважными. И это - настоящее братство людей, знающих цену риску. И цену смерти, конечно.

Мотогонки - спорт все-таки менее травмоопасный, чем автомобильный. Если человек в машине на скорости 180-200 километров в час попадает в аварию, последствия почти всегда бывают серьезными. У нас все же попроще. К тому же, костюм защищает. Бывает, за одну гонку новенький, с иголочки комбинезон превращается в лохмотья, если хорошенько приложишься об асфальт. В любом техническом спорте возникают ситуации, когда, кажется, выжить невозможно. Однажды во время боевого заезда был момент, когда гонщик на огромной скорости пулей вылетел из седла, приземлился - и в этот момент на него сверху упал мотоцикл. После такого обычно не выживают. Несмотря на то, что по регламенту нам запрещено оказывать помощь друг другу, мы все остановились и бросились к пострадавшему. Даже и не верили особо, что ему наша помощь понадобится - думали, уже все… А он встает, отряхивается, говорит: «Где мой мотоцикл?», берет его, садится и едет дальше. Мы все просто обалдели!

Всему свое время

Мое увлечение мотоциклами началось… Ну, как это обычно бывает у мальчишек. Лет с 11-12. Нормальное мужское стремление к моторам, к скоростям. Первыми машинами были мопеды «Верховина», «Рига». С возрастом появилось желание и возможность иметь дело с более серьезной техникой. Появились такие мотоциклы, как, например, известный людям моего поколения «Чезет». Правда, о серьезных занятиях мотоспортом тогда как-то не думалось. Хотя в Советском Союзе в 70-е годы технические виды развивались активно, и чемпионаты страны по шоссейно-кольцевым гонкам были представительными и очень напряженными. Желание попробовать себя в амплуа полноценного гонщика пришло намного позже. Ну что ж, в жизни для всего есть свой час.

В прошлом году мне удалось победить в чемпионате Украины по шоссейно-кольцевым мотогонкам, в классе «Ветеран». В этом году все идет к тому, что удастся повторить этот успех. У соперников еще есть шансы, но мне надо будет очень постараться, чтобы упустить победу. Я отношусь к этим соревнованиям очень серьезно. Это натура такая: я любую работу делаю на 100 процентов. Поэтому мне как-то дико наблюдать за тем, как ведет себя наша Верховная рада: пришли в 9 утра, сказали: «Сегодня не работаем!» - и разошлись до четверга. Представляете, что было бы, если бы так работала милиция или, например, водители общественного транспорта?

Рецепт вечной молодости

Как бы ни был я занят, стараюсь выделить время на тренировки. Утром встаю в шесть часов - и за руль мотоцикла, примерно час провожу за этим делом. Мотоспорт позволяет держать себя в отличной физической форме. По крайней мере, свои годы я совершенно не чувствую. Конечно, с возрастом нагрузки воспринимаешь иначе, и травмы тоже переносятся тяжелее. Но все равно, мотоспорт - прекрасный способ продлить активный период жизни. Класс «Ветеран», в котором я участвую - это совершенно полноценные гонки, в которых борьба ведется всерьез, без скидок на возраст. Звание сильнейшего в Украине по этой категории - повод для гордости. Но настоящие ветераны - это все-таки не мы. Вот на Западе доводилось видеть мужчин в возрасте за 60, которые садятся в седло гоночных мотоциклов и на огромной скорости едут, преодолевая свои годы. Когда на них гермошлем, возраст ни за что не угадаешь…

Вообще, от мотогонщика не требуется каких-то колоссальных физических затрат. Наоборот, нужно расслабиться и довериться машине - она все сама за тебя сделает. Но контроль над происходящим терять нельзя ни на секунду. Классный гонщик сливается с машиной в одно целое, где механика доверяет человеку, а человек - механике. Хороший гоночный мотоцикл позволяет спортсмену раскрыть весь свой потенциал, и тут уже от человека зависит, насколько он хочет и может помочь в этом своей технике.

Техника гениев

Моя боевая машина - супербайк Honda Hannspree. Это как ожившая мечта. Когда я увидел ее, сразу понял: это мой мотоцикл! Полноценный гоночный агрегат, сработанный из современных материалов с учетом последних гоночных технологий. Телеметрия позволяет, как это делается в гонках Moto GP, собирать всю информацию о прохождении по трассе и прогонять ее через компьютер. Безупречно пройти дистанцию невозможно - и тебе выдается множество ошибок, совершенных во время заезда. Главное, как и в жизни - выбрать самую существенную, самую ценную информацию, проанализировать самые серьезные неточности, чтобы не повторять их впредь. А мелочи… Знаете, на сто процентов от ошибок не застрахованы даже гении мотогонок.

Я видел, как гоняет на супербайке Михаэль Шумахер. Для человека, который занимается этим как хобби - очень приличный уровень. Мне за ним не угнаться…

Украинские таланты и украинское безразличие

Украинские гонщики имеют шанс выйти на хороший европейский уровень. У нас всегда было достаточно талантов в технических видах спорта - как-то мы к этому, видимо, предрасположены. В нашей команде Speed World Westa DDD RT есть несколько талантливых ребят, лучший среди них - Михаил Порхун. Но, конечно, чтобы стать настоящей звездой мотоспорта, нужно этим серьезно заниматься с пяти лет. Именно так все происходит на Западе. Талант должен много лет вариться на этой кухне, чтобы в итоге получился чемпионский результат. Но могу сказать одно: к сожалению, оставаясь в Украине, нереально выйти на солидный международный уровень. Не создано у нас условий для совершенствования гонщиков. Не думает об этом государство. Хотя мотоспорт обладает колоссальным коммерческим потенциалом. В Европе на гонках мировой серии Moto GP собирается до миллиона зрителей. Вокруг этого формируют такой колоссальный бюджет, что даже трудно себе представить. Имея какую-никакую, но гоночную базу, оставшуюся с советских времен, Украина совершенно не думает о том, что из нее можно извлекать абсолютно реальную выгоду.

В Украине главный соревновательный центр мотогонщиков - киевский автодром «Чайка». В советские времена это был один из лучших автодромов Союза, там проходил этап чемпионата СССР по кольцевым гонкам. Если бы его реконструировать, улучшить ситуацию с безопасностью, на нем можно было бы проводить серьезные международные соревнования. Вместо этого, по моим сведениям, его пытаются передать в руки инвестора, у которого совсем другие планы. Если это сделают, то, я вам скажу, будет совершено преступление. Я намерен бороться против такого развития событий, насколько возможно. Вообще, очень плохо, когда министром спорта назначают человека, который к спорту не имеет никакого отношения. Он просто не чувствует эту сферу. Ведь спортсмены - люди особенные, у них своя психология, настолько отличная от психологии рядового человека, что со стороны ее не поймешь.

Мы - не байкеры, байкеры - не мы

Мотогонщиков часто называют байкерами, что, конечно же, неверно. Байкерство - это способ досуга, способ самовыражения. Это не спорт. К тому же, к сожалению, байкерам создали негативный имидж, что совершенно не соответствует действительности. Байкерские банды существуют, конечно, но в основном это наблюдается в Америке. А вот в Европе мотоцикл не связан с чем-то экстремальным, это просто средство передвижения, и довольно распространенное. Дай Бог, чтобы мы до такого когда-то доросли. Я считаю, что лучшего, более гармоничного транспорта пока не создано.

Текст: Юрий БОЛГАРОВ

Теги: Александр Бобылев, Журнал Desporter №6, Мото, Политики